Группа продлённого дня

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Основные задачи группы продлённого дня – это оказание помощи ребёнку младшего школьного возраста в формировании социального опыта; ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.

 

Педагог группы продлённого дня заботится о здоровье детей; об их успешности в учёбе; о развитии культуры общения, становлении индивидуальности каждого ребёнка и его готовности к жизненному самоопределению.

Группа работает 6 часов по определенному режиму. Режим работы ГПД составляется с учетом особенностей функционирования учреждения. В соответствии с санитарными нормами и правилами в режиме дня учащихся, посещающих ГПД, в обязательном порядке должно предусматриваться следующее:

-дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся I классов;

-двухразовое питание;

-получение пищи каждые 3,5 - 4 часа;

-пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов.

Выполнение домашнего задания (с учетом работы дома) во II классе должно занимать до 1,2 часов.

В группе продленного дня учащиеся остаются под присмотром и при этом всесторонне развиваются. Это огромное преимущество, в первую очередь, для занятых родителей. Школьники за несколько часов, проведенных в группе продленного дня, успевают выполнить домашнее задание, пообщаться с ровесниками, узнать новую интересную информацию от воспитателя, отдохнуть физически.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ В ГПД

                                                             Кондратович М.В., заместитель директора по учебной работе

Средней школы № 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи  угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.

Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение приводит к переутомлению учащихся.

Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления собственного здоровья детей  и подростков. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное  выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для детей и подростков основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и  сохранить  физическое  и психическое здоровье, основанное на ведении  здорового образа  жизни.

Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей

медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

Уже в древности Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, -

  1. основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности. Необходимо отметить, что здоровье не следует рассматривать как самоцель; оно лишь является средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, т.к. в образовательном учреждении дети проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определённых эколого-гигиенических условиях.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно  выделить:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
  • творческий характер образовательного процесса;
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности.
    построение воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
    учет системного строения высших психических функций.
  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
  • рациональная организация двигательной активности.
  • обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;

Следовательно, одной из основных задач работы в группе продленного дня  становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня будет эффективным, если учитываются следующие условия:

  • воспитатель осознает важность проблемы формирования здорового образа жизни;
  • в содержании воспитания заложены резервы для формирования здорового образа жизни;
  •  созданы условия для поддержания здоровья (режим проветривания, физкультминутки).

Следует выделить такие направления работы по здоровьесбережению непосредственно в группе продленного дня:

  • Соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном;
  • Ежедневная достаточная активность;
  • Рациональное питание;
  • Выработка психо – эмоциональной устойчивости;
  • Проведение закаливающих процедур.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий каждый воспитатель может выполнять совершенно несложные действия.

Во-первых, это- движение. В группе это физические упражнения, физминутки,  гимнастика( оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний), подвижные игры, прогулки, спортивный час.

Во–вторых, это выполнение гигиенических правил. В этой группе выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена( чистота тела, чистота мест занятий, проветривание), режим дня, элементарные навыки использования носового платка, режима питания и сна.

Это и профилактические мероприятия, воспитательные, информирование родителей и детей, привлечение детей к занятиям в кружках и секциях.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Поэтому забота о здоровье воспитанников – одна из приоритетных задач воспитателя группы продленного дня.

свернуть