Выпускнику

Советы психолога при подготовке к экзаменам и ЦТ

Советы психолога при подготовке к экзаменам и ЦТ

Психологическая подготовка к экзаменам

Необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам.

Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

Ответ должен звучать уверено, выразительно - это повлияет на оценку.

Надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании ("повезет - не повезет"), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Подготовка к экзамену

Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, не ответишь на вопрос, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, что бы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

- С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше.

- В день сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала.

!!! Запомните, что не нужно делать при подготовке к экзаменам

* впадать в крайность: если вы отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате - эффективность от такой подготовки будет невысокая;

* готовиться к экзамену с другом или подругой, если только они не разбираются в материале лучше вас. Совместная подготовка чаще всего оборачивается долгой болтовней и пустой тратой времени;

* рассчитывать только на шпаргалку. Когда в кармане лежит такая «горящая» бумага, голова работает плохо. Оставили ее дома - голова включается в работу. Так что лучше написать шпаргалку и забыть ее дома.

Как вести себя на централизованном тестировании:

  1. Сосредоточься! Торопись не спеша.
  2. Перечитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.
  3. Начни ответ с легкого.
  4. Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте есть задания, с которыми ты справишься.
  5. Читай задание до конца.
  6. Думай только о текущем задании. Забудь о неудаче в прошлом задании.
  7. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты.
  8. Запланируй 2 круга:

- 2/3 времени на более легкие задания,

- 1/3 времени на трудные задания.

  1. Угадывай! Если ты можешь предпочесть один ответ другому интуитивно, доверяй своей интуиции.
  2. Не огорчайся! На практике выполнить все задания нереально! Количества выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы.

Советы психолога по подготовке к экзаменам

Приближается предэкзаменационная пора, пора выпускных и вступительных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер - переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе.

Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С разными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Потому как от успешной сдачи экзаменов во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

Предэкзаменационную подготовку можно разделить на два вида: теоретическую и психологическую. Только в совокупности этих двух видов подготовки человек может рассчитывать на уверенные прочные знания по изучаемому предмету, да и на успех в целом.

При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, то есть устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить, и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает следующая фраза: "Пифагоровы штаны во все стороны равны". Вспомнить формулы приведения помогает так называемое "лошадиное правило". Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал.

Любое испытание - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека.

Поэтому наше знакомство с информацией в области психологии стресса и способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке к испытанию. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением, напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Давайте сначала рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.

Например, вам нужно готовиться к экзаменам, а в голову "лезут" посторонние мысли. Попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит нам включиться в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, где лежат книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8-10 раз: "Я могу писать. Я могу писать... Я пишу. Я пишу!". Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, по главное условие - они должны быть короткими и существенными.

Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо попробовать написать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерывать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.).

Не следует, забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому, вам при монотонной работе следует через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться, посидеть с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных движений.

Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Одни методы саморегуляции основаны на использовании человеческих возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

-сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;

-выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, пли переместиться в другую ее часть;

-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

-опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;

-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, – это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Они базируются на четырех способах саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение. На этих способах основана саморегуляция, например, аутотренинг, ауторелаксация.

Основной способ саморегуляции – самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции поможет вам и в время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватно проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы вам полезно:

-понять и спокойно обдумать проблемы, поставленные в задаче, собраться с мыслями для их решения;

-продумать возможные способы решения проблемы, поставленной в задании;

-рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, затем приниматься за более сложные;

-постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего отведенного времени для выполнения заданий;

-не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

-помнить, что очень важна положительная самооценка: проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами и все будет хорошо..."

Успешность выполнения заданий работы на экзамене Вы обеспечите, конечно же, хорошим настроем и серьезной подготовкой.

Идеальный вариант правильной теоретической подготовки к экзаменам - это добросовестное изначальное изучение преподаваемого материала. Здесь важным фактором является корректное распределение учебного материала на весь этап подготовки и постепенное изучение по пунктам, не торопясь.

Правильно организованный быт так же является важнейшим фактором, так как от способности организма переносить нагрузки зависит многое. Категорически не рекомендуется активно заниматься чем-либо ночью, принимать много кофеина и злоупотреблять никотином. В идеале эти вещи лучше исключить вообще!

Следует выделить специально-отведённое время для физической активности. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия всевозможными видами спорта (благо выбор велик). Но Вы должны чётко понимать, что всё должно быть в меру.

В период подготовки к экзаменам менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических ритмах человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время подготовки к экзаменам следует оставить свой режим дня прежним, внести лишь некоторые минимальные коррективы.

Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счёт сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека. Поэтому сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо! Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна (кратковременного).

Следующим важнейшим фактором правильной подготовки к экзаменам является правильное питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется четырёх разовое питание. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Питание должно быть средней калорийности. Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов – овощей и фруктов. В качестве основных источников витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а так же мёд и грецкие орехи.

Психологическая подготовка перед экзаменом должна заключаться в создании оптимально функционального состояния. Медитация, различного рода аутотренинги – всё это, как-никак, лучшим образом подходит для улучшения внутреннего баланса человека, его психической уравновешенности. Ну и на последок хочется сказать, что для психологической готовности, за день до экзамена нужно просматривать уже знакомые изученные материалы, а не пытаться что-то выучить на скорую руку.

По поводу различных примет и обычаев. Всё-таки стоит быть реалистом и скептически относиться к данным вещам. Только реальные знания и возможно совсем немного удача помогут вам сдать экзамены

Так что не волнуйтесь, не спешите, относитесь ответственно к вашей цели успешно сдать экзамены, будьте уверены в своих силах, и вы сдадите!

 

свернуть

Информация по РЦЭ-2025

История Беларуси в контексте всемирной истории

По учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории» РЦЭ в 2025 г. проводилась впервые. Задания экзаменационной (тестовой) работы были доступны для выполнения зарегистрировавшимся участникам из числа 14 классов учреждений общего среднего образования Беларуси.

В РЦЭ приняли участие два человека (учащиеся Средней школы № 196 г. Минска и Гимназии № 24 г. Минска). Средний балл участников – 57,60.

Анализ статистических данных, полученных по итогам выполнения заданий РЦЭ 2025 г. по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории», показал, что у учащихся имеются трудности в усвоении знаний и формировании умений, составляющих основу их исторической подготовки. Им следует обратить особое внимание на формирование умения обобщать факты, события, которые происходили на территории Беларуси и России, стран Запада и Востока, соотносить факты и события во времени.

Сложными для участников РЦЭ оказались многие обобщающие задания на составление правильной последовательности событий, происходивших в Беларуси и странах мира (в Европе, в США, СССР, в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

Не выполнены учащимися задания открытого типа части В экзаменационной (тестовой) работы на установление дат событий, персоналий, понятий.

 

Немецкий язык

Анализ статистических данных выполнения экзаменационной (тестовой) работы по немецкому языку позволяет выделить следующие элементы содержания программы, которые вызвали наибольшие затруднения у участников РЦЭ–2025:

Лексика (на основе связных текстов в закрытой части экзаменационной работы):

– глагол (Äpfel schützen (helfen/kämpfen/essen/kaufen) vor Grippe und Erkältungen – выполнение 41,67 %);

– имя существительное (Außerdem enthalten Äpfel viele wichtige Pflanzenstoffe, die das Immunsystem (Gesundheit/Körper/Immunität/Kopf) stärken – выполнение 52,38 %).

Лексика (на основе отдельных предложений в открытой части экзаменационной работы):

– глагол (Lisa hat den Teller zerbrochen und die Mutter ärgert sich über sie – выполнение 17,24 %).

Морфология:

– повелительное наклонение глаголов:

образование формы повелительного наклонения глагола во 2-м л. ед. ч. (Liebe Enkelin, lies (прочитай) mir bitte den Zeitungsartikel vor! – выполнение 58,62 % (самый низкий процент выполнения заданий закрытой части экзаменационной работы, построенных на основе отдельных предложений));

– временные формы страдательного залога:

образование формы Präsens Passiv (Bei vielen Anlässen wie zum Beispiel Geburtstag, Hochzeit oder einfach ein Treffen mit den alten Freunden wird Kaffee getrunken – выполнение 40,23 % (самый низкий процент выполнения заданий закрытой части экзаменационной работы, построенных на основе связных текстов));

– множественное число имен существительных (на основе связных текстов в открытой части экзаменационной работы):

множественное число имен существительных среднего рода (das Restaurant – die Restaurants (выполнение 16,67 %), das Angebot – die Angebote (выполнение 27,59 %));

– спряжение глаголов в настоящем времени (на основе связных текстов в открытой части экзаменационной работы):

образование формы 3-го л. ед. ч. в Präsens Aktiv (Jeder nimmt sich Zeit… выполнение 22,99 %).

Синтаксис:

– сложноподчиненные предложения с придаточным предложением причины (Da Anita den ganzen Tag mit Menschen arbeitet, ist sie abends oft müde – выполнение 47,62 %);

– сложносочиненные предложения с наречием darum в качестве союзного слова (Sie vereinbart mit Kunden Termine, darum rufen die Kunden sie jeden Tag an – выполнение 50,00 %).

 

Английский язык

 

На основе анализа выполнения учащимися заданий экзаменационной (тестовой) работы РЦЭ–2025 г. по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) можно сделать вывод, что в целом тестируемые успешно справились с заданиями. Отдельные элементы тем, которые вызвали затруднения у части испытуемых, представлены в таблице.

 

№ п/п

Элемент содержания

Рекомендации

1

Глагол. Временные формы глагола

Уделить внимание изучению разницы в образовании и употреблении форм глаголов в действительном и страдательном залоге.

Уделить внимание изучению основных случаев употребления Present Perfect и образованию вопросительных предложений в Present Perfect

 

2

Артикль

Уделить внимание изучению устойчивых словосочетаний с определенным, неопределенным и нулевым артиклем.

Уделить внимание изучению употребления определенного артикля перед субстантивированными прилагательными

 

3

Действительные и страдательные причастия

Уделить внимание изучению особенностей употребления действительных и страдательных причастий

 

4

Предлог

Уделить внимание изучению устойчивых сочетаний предлогов с глаголами, прилагательными, существительными

 

5

Сравнительный оборот the same … as

Формировать у учащихся навыки употребления сравнительного оборота the sameas

 

6

Лексика

Уделить внимание изучению устойчивых словосочетаний

 

7

Словообразование

Уделить внимание изучению особенностей употребления префиксов глаголов re- и en-.

Обратить внимание на особенности употребления суффикса -у при образовании прилагательных.

Формировать у учащихся навык работы с контекстом предложения, а именно умение определять требуемую контекстом грамматическую форму образуемого слова.

Уделить внимание орфографическим особенностям добавления аффиксов

 

 

Химия

  1. На основании анализа результатов выполнения заданий РЦЭ–2025 отметим, что наиболее трудными для участников экзамена оказались задания по темам: «Химическая связь и строение вещества», «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие», «Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты», «Понятие о водородном показателе (рН) раствора», требующие умений характеризовать физические свойства неорганических веществ на основе их межмолекулярного взаимодействия; объяснять электропроводность растворов электролитов; а также предвидеть направление смещения химического равновесия под влиянием внешних факторов. С низкими результатами были выполнены задания по разделу органической химии, с помощью которых проверялись знания о строении и свойствах фенола и его отличии от ароматических спиртов, а также о получении альдегидов с применением карбида кальция.
  2. Некоторые экзаменуемые не смогли верно решить цепочку превращений алюминийсодержащих соединений, указать химические явления, допустили ошибки в характеристике свойств белого и красного фосфора.
  3. Большинство тестируемых не решили комбинированные расчетные задачи. Особые затруднения вызвали расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Многие учащиеся также ошиблись при определении массы раствора, полученного в результате смешивания веществ, которое сопровождается выделением газа. Существенное количество участников РЦЭ–2025 при проведении расчетов не учли коэффициенты в уравнениях реакций.
  4. Значительная часть экзаменуемых не справилась с заданиями, направленными на проверку знаний, необходимых при проведении эксперимента. Они неверно указали вещество, позволяющее очистить предлагаемый газ от примесей; не смогли правильно спрогнозировать продукты реакций ионного обмена в растворах электролитов при идентификации ионов.

Считаем необходимым обратить внимание тестируемых на отработку навыков использования справочных материалов («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», «Ряд активности металлов»), которые прилагаются к экзаменационной (тестовой) работе.

 

Всемирная история (новейшее время)

Анализ статистических данных, полученных по итогам РЦЭ 2025 г. по учебному предмету «Всемирная история» (новейшее время), выявленные трудности в усвоении учащимися знаний и формировании умений, составляющих основу их исторической подготовки, позволяют выделить материал, который вызывает затруднения у многих участников РЦЭ.

Слабо усвоены учащимися:

  • фамилии деятелей советской культуры 1920–1930-х гг., названия литературных произведений, кинофильмов и т. д.;
  • мероприятия новой экономической политики в Советской России;
  • решения Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференций 1945 г.;
  • фамилии деятелей советской (российской) культуры – композиторов, писателей, ученых;
  • основные даты событий, происходивших в США, странах Западной и Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки после Второй мировой войны;
  • особенности политического и социально-экономического развития Китайской Народной Республики.

Участники РЦЭ 2025 г. не смогли эффективно использовать содержание исторической карты для выявления особенностей экономического, политического и культурного развития стран Азии, Африки, Латинской Америки (задание В22, процент выполнения – от 21,43 до 23,81).

Сложными оказались обобщающие задания по темам «Советское государство в 1917–1941 гг. на определение верного утверждения (процент выполнения – 33,93), «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» на установление соответствия дат и событий (процент выполнения – 30,95).

Многие участники РЦЭ не смогли составить правильную последовательность событий, происходивших в странах мира (в странах Европы, в США, СССР, в странах Азии, Африки и Латинской Америки) после Второй мировой войны, а также последовательность прихода к власти государственных деятелей этих стран. Результат выполнения данных заданий среди заданий экзаменационной (тестовой) работы самый низкий (7,14 %).

Учащимся следует обратить особое внимание на формирование умения обобщать факты, события, происходящие в разных государствах, уметь их соотносить во времени.

Важно уделять внимание правильному написанию терминов, понятий, названий городов и государств. Из-за неправильного написания ответа (с грамматическими ошибками и описками) результат выполнения задания, в котором необходимо было записать название партии, которая в 1945 г. сформировала первое правительство Великобритании (лейбористская), составил всего 9,52 %.

Невнимательное прочтение формулировок заданий также ведет к неверному ответу. Например, вместо определения и указания даты события, которое произошло последним среди предложенных четырех событий в истории Советского государства в 1917–1941 гг., многие участники РЦЭ 2025 г. записали последовательность событий (задание В6, процент выполнения – 12,50).

 

ГЕОГРАФИЯ

 

Анализ статистических данных, полученных по итогам выполнения учащимися заданий РЦЭ 2025 г. по учебному предмету «География» показал, что в целом учащиеся успешно справились с заданиями. Вместе с тем у части испытуемых возникли затруднения.

Результаты выполнения ряда заданий, направленных только на проверку знания географической номенклатуры, позволяют сделать вывод, что бо́льшая часть испытуемых не знали местоположения географических объектов (предусмотренных учебными программами) на карте (более 70 %) и не различали сторон горизонта (более 50 %). Следовательно, большинство экзаменуемых испытывали затруднения и при выполнении других заданий с картой во всех разделах экзаменационной (тестовой) работы.

 

Темы (элементы содержания), которые вызвали у учащихся наибольшие затруднения:

 

Физическая география

Стороны горизонта.

Складчатые пояса (местоположение Альпийско-Гималайского складчатого пояса; горы, расположенные в пределах пояса).

Природные зоны и зональные типы почв.

Типичные представители природных зон материков.

Природные зоны Северной Америки (определение отмеченных на карте природных зон и их характеристик).

Климатические пояса Евразии (определение отмеченного на карте климатического пояса и его характеристики).

Геоэкологические проблемы биосферы.

 

Социально-экономическая и политическая география

Государства на политической карте. Государства мира по формам правления и политико-территориальному устройству.

Плотность населения (умение рассчитывать плотность населения по статистическим данным).

Характеристика мирового хозяйства. Промышленность. Энергетика. Страны – лидеры по производству продукции промышленности и сельского хозяйства.

Африка. Демографические особенности. Особенности развития сельского хозяйства.

Европа. Социально-экономическая характеристика стран. Италия.

Социально-экономические регионы Азии (по классификации ООН).

Северная Америка. Социально-экономическая характеристика стран. США. Канада. Мексика.

 

География Беларуси

Геологическое строение. Полезные ископаемые.

Климат. Озера и водохранилища.

Промышленность. Энергетика. Машиностроение.

Области. Специализация хозяйства.

Считаем важным отметить, что при подготовке к экзамену необходимо уделять внимание развитию навыков работы с географической картой, а также правильному написанию географических названий и понятий. Выполняя задания экзаменационной (тестовой) работы, при записи ответа, необходимо соблюдать общие инструкции и инструкции к каждому заданию в части В.

 

История Беларуси

 

В РЦЭ 2025 г. по истории Беларуси приняло участие 2886 человек. 100 баллов не получил ни один испытуемый, 0 баллов – 1. Средний балл экзаменуемых – 58,52.

 

При подготовке к экзамену следует уделить больше внимания следующим темам:

  • Формирование белорусской народности.
  • Социально-экономическое развитие белорусских земель во второй половине XVI – XVIIIв.
  • Реформация в ВКЛ.
  • Культура белорусских земель во второй половине XVI – XVIIIв.
  • Войны ВКЛ и Речи Посполитой середины XVI – XVIIIв.
  • Развитие капиталистических отношений в деревне после отмены крепостного права.
  • События Февральской революции 1917 г. в Беларуси.
  • Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Хозяйственные и культурные преобразования в западных областях БССР.
  • Этапы становления белорусской государственности в 1917–1920 гг.
  • Общественно-политическое положение во второй половине 60-х – 80-е гг. ХХ в.
  • Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
  • Референдумы в Республике Беларусь.

 

Каждый период исторического развития белорусских земель имеет свои характерные черты и особенности. Однако испытуемые часто выбирали в качестве правильных ответов те, которые характеризуют другие периоды. Например, характерными чертами культуры белорусских земель во второй половине XVI – первой половине XVII в. испытуемые выбирали «освобождение культуры из-под контроля церкви» и «распространение стиля классицизм» (обе характеристики относятся к периоду второй половины XVIII в.).

Часть тестируемых указала, что в первой половине XVIII в. на белорусских землях начали прокладывать железные дороги (вариант 1 – 55,13 %), появились первые железные дороги (вариант 2 – 19,72 %), появились первые фабрики (вариант 2 – 20,14 %). Первые фабрики появились на белорусских землях в 1820-е гг., первая железная дорога была открыта на белорусских землях в 1862 г.

В одном из заданий испытуемым необходимо было в правильной хронологической последовательности расставить события, относящиеся к этапам становления белорусской государственности (от созыва Всебелорусского съезда в 1917 г. до образования СССР). С заданием смогли справиться 17,02 % (вариант 1) и 11,64 % (вариант 2) тестируемых.

Трудными для тестируемых оказались темы по истории Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале ХХI в. Например, 34,73 % (вариант 1) испытуемых определили, что вопрос о статусе русского языка рассматривался на республиканском референдуме в 1996 г.; вопрос о переносе Дня Независимости Республики Беларусь с 27 на 3 июля рассматривался на референдуме в 2004 г. (18,61 % – вариант 2) или в 1996 г. (17 % – вариант 2).

Для успешного выполнения заданий экзаменационной (тестовой) работы недостаточно заучивания теоретического и фактологического материала учебных пособий. Необходимо уметь анализировать исторические процессы и явления, знать общие закономерности развития общества и устанавливать взаимосвязь процессов, происходящих в политической, экономической и культурной жизни Беларуси.

При подготовке учащегося к экзамену рекомендуется:

  1. обращать внимание на прочтение инструкции к заданию. В ней указывается, каким образом необходимо записать ответ в бланке ответов;
  2. акцентировать внимание на грамотное написание исторических терминов;

обращать внимание на характерные черты исторических периодов, на общее и отличное между ними.

 

ФИЗИКА

Анализ и обработка статистических данных, полученных по итогам РЦЭ, позволяют определить темы и задания, которые представляют наибольшую сложность для учащихся.

 

Механика

Равноускоренное движение тела (считывание информации с графика; применение формул для равноускоренного движения тела).

Колебательное движение (пружинный маятник; определение амплитуды и периода колебаний пружинного маятника).

Закон сохранения механической энергии (применение закона сохранения механической энергии; умение делать схематический рисунок с указанием на нем используемых физических величин).

Условие равновесия тела (рычаги; определение моментов сил; применение условия равновесия тела; определение центра тяжести тела).

Основы МКТ и термодинамики

Масса и размеры молекул. Количество вещества (определение молярной массы вещества, концентрации частиц и плотности вещества).

Уравнение состояния идеального газа (применение уравнения Клапейрона – Менделеева для двух состояний газа).

Насыщенный пар. Влажность воздуха (расчет абсолютной и относительной влажности воздуха).

Электродинамика

Постоянный электрический ток (считывание информации с графика; применение закона Ома для полной электрической цепи и для участка цепи).

Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. Закон Ампера (умение делать схематический рисунок с указанием на нем направления сил, действующих на проводник с током в магнитном поле и в поле силы тяжести; применение II закона Ньютона).

Электромагнитные волны и их свойства (знание определения электромагнитной волны и свойств электромагнитных волн).

Оптика

Формула тонкой линзы (знание формулы тонкой линзы и формулы линейного (поперечного) увеличения линзы).

Основы квантовой физики

Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта (применение уравнения Эйнштейна для анализа графика зависимости).

Для успешного выполнения учащимися заданий по вышеуказанным темам рекомендуется обратить внимание на:

– умение различать физические объекты, физические величины и понятия, условные обозначения приборов, считывать информацию с графиков, предъявляемых в готовом виде;

 

– знание единиц измерения физических величин и умение переводить их в систему СИ;

 

– знание и понимание физических явлений, смысла физических величин и законов;

 

– умение оперировать теоретическим программным материалом для решения расчетных и графических задач;

 

– умение анализировать информацию, представленную в виде графиков, электрических схем, рисунков, включая действия по нахождению данных из графиков и электрических схем;

 

– умение применять теоретические знания и практические умения из курса математики (при выполнении действий с векторами, со степенями, при решении систем уравнений, преобразовании математических выражений, вычислении и округлении результатов и т. д.);

 

– навыки работы с векторными величинами, проекциями вектора на оси, умение перейти от векторной записи уравнений к их проекциям на координатные оси;

 

– умение использовать знания, полученные при изучении одних разделов курса физики, для решения комбинированных задач из других разделов.

 

МАТЕМАТИКА

 

По итогам выполнения экзаменационной работы выявлено, что наиболее успешными участники РЦЭ 2025 г. были при выполнении заданий раздела «Числа и вычисления». Однако около 10 % экзаменуемых допустили ошибки при нахождении модуля числа (задание В3).

При выполнении заданий раздела «Выражения и их преобразования» учащимися был допущен ряд типичных ошибок, причинами которых стали:

– неверное применение свойства корня -й степени: значение корня из степени не изменится, если и показатель корня, и показатель подкоренного выражения умножить на одно и то же натуральное число или разделить на их общий делитель (задание А6);

– незнание определения подобных одночленов (задание А10);

– незнание тригонометрических тождеств, которые описывают соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла (задание В6).

Наибольшие затруднения у участников РЦЭ вызвали задания разделов «Геометрические фигуры и их свойства», «Координаты и функции», «Уравнения и неравенства».

Наиболее сложными среди заданий раздела «Геометрические фигуры и их свойства» оказались задания:

– на вычисление площади осевого сечения и объема цилиндра, полученного вращением квадрата вокруг прямой, содержащей его сторону (задание В1);

– на применение теоремы синусов и теоремы косинусов для решения задач (задания В4 и В10);

– на вычисление объема правильной треугольной пирамиды (задание В13);

– на построение сечения куба плоскостью и вычисление площади сечения куба этой плоскостью (задание В17).

На основе анализа ответов участников РЦЭ можно сделать вывод о том, что незнание теоретического материала (аксиомы, теоремы, свойства и др.), формул для вычисления площадей, объемов является причиной неверных решений и неправильных ответов. Также трудности при выполнении заданий этого раздела были связаны с нахождением угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями.

Отметим также, что каждый четвертый участник экзамена даже не приступал к решению геометрических задач, которых в экзаменационной работе было 8 (26,7 %).

При выполнении заданий раздела «Координаты и функции» экзаменуемые испытывали затруднения:

– при изображении графика четной функции и определении верных утверждений для нее (задание В2);

– при нахождении абсциссы координаты вершины параболы и определении знака первого коэффициента для реализации алгоритма нахождения промежутка возрастания квадратичной функции (задание В7);

– при использовании формулы суммы  первых членов арифметической прогрессии для определения первого члена этой прогрессии (задание В9);

– при нахождении точек, в которых производная функции равна нулю или не существует, для реализации алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке (задание В19).

Раздел «Уравнения и неравенства» был представлен самым большим количеством заданий (девятью). Отметим, что у всех предложенных в экзаменационной работе уравнений и неравенств существует алгоритм решения, который описан в действующих учебных пособиях.

Неумение построить математическую модель на основании текстовой информации и найти связи между известными и неизвестными величинами не позволило более чем 50 % участников решить текстовые задачи. Столько же участников экзамена не определили множество всех решений совокупности неравенств (задание А5). Треть испытуемых ошибочно находила решение совокупности неравенств так же, как решение системы неравенств.

Каждый пятый экзаменуемый успешно использовал свойство монотонности показательной функции при решении показательного неравенства (задание В14). Решение же рационального неравенства методом интервалов вызвало затруднение у большинства участников экзамена (задание В16). Наиболее частыми ошибками были ошибки:

– при нахождении нулей функции и тех значений переменной, при которых значения функции не существуют;

– при построении схемы графика функции, на которой отражены область определения функции, нули функции и промежутки знакопостоянства.

В заключение отметим, что общие типичные ошибки участников РЦЭ по математике связаны с невнимательным прочтением условия задания и инструкций к нему; неиспользованием рациональных способов вычисления; незавершенностью алгоритмов решения уравнений и неравенств; неумением анализировать условие задания и проверять полученный результат; незнанием свойств фигур на плоскости и основных отношений планиметрии, свойств пространственных фигур и основных отношений стереометрии при решении задач. Также рекомендуем обратить внимание на правила заполнения бланка ответов.

 

Обществоведение

В 2025 г. в РЦЭ по обществоведению приняли участие 5027 человек. Средний балл участников РЦЭ – 55,29. Максимальный балл (100) получили 2 человека. Не справились ни с одним заданием 2 человека.

Структура экзаменационной (тестовой) работы по обществоведению в сравнении с ЦЭ–2024 не претерпела изменений. По уровням сложности задания в экзаменационной (тестовой) работе распределяются следующим образом: I уровень сложности – 2 задания; II уровень сложности – 10 заданий; III уровень сложности – 16 заданий; IV уровень сложности – 8 заданий; V уровень сложности – 2 задания; всего 38 заданий.

Анализ статистики выполнения экзаменационной (тестовой) работы РЦЭ свидетельствует о том, что некоторые элементы содержания учебных программ усвоены учащимися более полно. В частности, экзаменуемые хорошо ориентируются в материале таких элементов учебных программ, как «Познание человеком самого себя», «Черты характера», «Образование», «Спрос, предложение и рыночная цена», «Элитарная, массовая, народная культура», «Блага, ресурсы, производство», «Социальные процессы и изменение общества», «Понятие административного права». Кроме того, участники РЦЭ продемонстрировали достаточно высокий уровень знания стадий жизненного цикла семьи (элемент программы «Семейные отношения»), умение различать стратегии поведения в конфликте (элемент программы «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»), а также умение анализировать статистическую информацию, представленную в форме диаграммы (элемент программы «Государственная политика в сфере культуры»).

Некоторые задания РЦЭ вызвали ряд сложностей и затруднений у экзаменуемых. Низкий процент выполнения данных заданий свидетельствует о том, что значительная часть учащихся ХІ классов не различают прямые и косвенные налоги (элемент программы «Задачи и методы государственного регулирования экономики»); не имеют четкого представления о сути принципа разделения властей (элемент программы «Принципы правового государства»); слабо ориентируются в основных функциях органов государственной власти Республики Беларусь, в частности Совета Министров (элемент программы «Органы государственной власти Республики Беларусь и их полномочия»); не владеют в полной мере знаниями о философских подходах к познанию мира (элемент программы «Философия»); с трудом различают такие понятия, как «ксенофобия» и «этноцентризм» (основные понятия раздела «Человек в мире культуры»); не понимают сути основных характеристик Конституции Республики Беларусь (элемент программы «Конституционное и избирательное право»); а также не владеют знаниями по теме «Правовые основы международных отношений».

Следует отметить, что экзаменуемые в целом не демонстрируют уверенных знаний, поскольку в заданиях, в которых нужно выбрать несколько характеристик социальных явлений, верных суждений, установить соответствие и т. д., преобладают частично верные ответы, а полностью правильные ответы дало незначительное количество учащихся, принявших участие в РЦЭ.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в открытых заданиях, где в качестве ответа нужно записать слово или словосочетание, учащиеся допускают грамматические ошибки или искажают важнейшие понятия социальных и гуманитарных наук, что засчитывается как ошибочный ответ.

При этом следует иметь в виду, что на результаты РЦЭ–2025 мог повлиять тот факт, что многие темы учебных программ по обществоведению изучаются только в ІХ или Х классах и в дальнейшем не повторяются в ХІ классе, а разделы «Правовая система Республики Беларусь» (7 тем) и «Основные направления внутренней политики белорусского государства» (4 темы) изучаются во втором полугодии учебного года, поэтому еще не были усвоены школьниками на момент выполнения РЦЭ–2025.

 

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК

 

В 2025 году в РЦЭ по китайскому языку приняли участие 4 человека, средний балл участников – 53,25.

На основе анализа выполнения экзаменационной (тестовой) работы можно сделать вывод, что в целом участники РЦЭ–2025 успешно справились с заданиями, которые она включала.

Затруднения у участников вызвали следующие задания:

  • задание на выбор счетного слова, которое следует употребить с указанным существительным, из пяти предложенных (счетные слова 双 и 家);
  • задание на выбор слова, соответствующего смыслу предложения, из пяти предложенных. В данном случае для успешного выполнения задания требовалось знание правил употребления «有点儿» и «一点儿», которые в русском языке имеют одинаковый перевод «немного», однако их использование зависит от места в предложении;
  • задания, требующие знания лексики и правильного написания иероглифов (перевод слов, заполнение пропусков подходящими по смыслу иероглифами и исправление ошибок в словах в соответствии с содержанием текста). Наибольшую трудность у учащихся вызвало написание следующих слов: 考试、飞机、简单/容易、帮助、网球、流行、衣服;
  • задание, направленное на проверку знания грамматических конструкций, а именно: 因为……所以……、除了……以外……、不但…… 而且……、虽然……但是……;

задания по разделам «Социокультурная компетенция» и «Чтение». Ошибки, допущенные при выполнении заданий данных разделов, вызваны поверхностным прочтением текста, невниманием к контексту, неумением выделять ключевые слова и предложения и опираться на них.

 

БИОЛОГИЯ

В 2025 г. в РЦЭ приняли участие 6318 человек. Средний балл участников РЦЭ–2025 – 55,71. Максимальный балл (100) получили 5 человек. Учащихся, не справившихся ни с одним заданием, не было.

Содержание заданий соответствовало:

учебным программам по учебному предмету «Биология» для VI–IX, X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания (базовый уровень), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь;

Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Биология» для получения общего высшего и специального высшего образования, 2025 год, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.10.2024 № 451.

Содержание заданий соотносится с содержанием действующих учебных пособий, допущенных Министерством образования Республики Беларусь.

Материал был распределен по трем содержательным разделам: «Общая биология», «Многообразие органического мира» и «Человек».

Анализ статистических данных, полученных по итогам выполнения учащимися заданий РЦЭ, выявленные трудности в усвоении учащимися знаний и формировании умений, составляющих основу их биологической подготовки, позволяют выделить материал, который вызывает затруднения у многих выпускников.

  1. Раздел «Общая биология»:

– закономерности эмбрионального развития человека. Многие участники РЦЭ не знали, что сначала формируются зародышевые листки, а затем комплекс осевых органов (хорда, нервная трубка и пищеварительная трубка). Возникли затруднения с понятием бластоциста. Ее внедрение в слизистую оболочку матки, по мнению учащихся, происходит до начала дробления зиготы;

– важнейшие макро- и микроэлементы и их биологическая роль. Многие учащиеся считали микроэлементом, необходимым для синтеза хлорофилла и входящим в состав витамина В12, кальций, магний или углерод, которые относятся к макроэлементам;

– многообразие и свойства белков и их функции. Коллаген – это глобулярный белок, который выполняет транспортную функцию, а кератин состоит из нуклеотидов и выполняет сократительную функцию. Такие неправильные ответы часто давали участники РЦЭ. Они не знали состав белков, в частности то, что они содержат азот и углерод;

– строение клетки. При установлении соответствия между приведенными структурами клетки и выполняемыми ими функциями многие испытуемые указали для клеточного центра и гладкой эндоплазматической сети образование субъединиц рибосом, для лизосом – синтез АТФ, для гликокаликса – внутриклеточное пищеварение. Несколько меньше ошибок – по функциям ядрышка, рибосом и вакуолей;

– этапы клеточного дыхания. Многие участники РЦЭ рассчитывали образовавшееся на кислородном этапе клеточного дыхания количество АТФ исходя из энергетического выхода гликолиза (самая распространенная ошибка) или суммарного выхода полного окисления глюкозы.

Невысокие результаты выполнения заданий по темам «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция органического мира» во внимание не принимались, т. к. данные темы будут изучены учащимися XI класса во II полугодии.

  1. Раздел «Многообразие органического мира»:

– классификация организмов, принципы систематики. Участники РЦЭ допускали ошибку с единицами класс и отдел, их меняли местами: семейства объединяли в отделы, а отделы – в классы. Многие включили в ответ систематическую единицу отряд, которая для классификации растений не используется. В бланках ответов испытуемых встречается также последовательность, составленная в обратном порядке, начиная не с самого высокого в иерархии таксона, а с самого низкого;

– характеристика членистоногих, их классификация; внешнее строение, системы органов, размножение и развитие, многообразие ракообразных, паукообразных и насекомых. Участники РЦЭ «находили» жужжальца у саранчи и кузнечика. Это самая распространенная ошибка. Слабо усвоены вопросы развития насекомых. Включение в ответ утверждения о том, что в цикле развития ос и шмелей отсутствует стадия куколки, – вторая по частотности ошибка;

– особенности строения систем органов птиц в связи с полетом. У испытуемых имеются пробелы в знаниях по основным системам птиц (кровеносной, дыхательной, выделительной), а также по их размножению и развитию. Так, многие считали, что у птиц трехкамерное сердце, один круг кровообращения, альвеолярные легкие, туловищные почки, наружное оплодотворение.

  1. Раздел «Человек»:

– нервная система. В задании необходимо было соотнести структуры головного мозга и их характерные признаки. Многие учащиеся не знали, что центры безусловных защитных рефлексов (кашля, чихания, рвоты) находятся в продолговатом мозге. Они выбирали этот признак применительно к гипоталамусу. Структурой, связывающей большие полушария головного мозга, называли червь или мост, а мозолистое тело «находили» в стволе мозга;

– зрительная сенсорная система. Согласно условию задания для изучения процесса аккомодации у человека на разном расстоянии от глаз испытуемого расположили пять одинаковых предметов. Необходимо было указать, в какой последовательности испытуемый должен рассматривать предметы, чтобы хрусталик последовательно изменял свою форму от уплощенной до более выпуклой (вариант 1) или от более выпуклой до уплощенной (вариант 2). Типичная ошибка – составление последовательности рассматривания предметов в обратном порядке. Это второй по частотности ответ после правильного в обоих вариантах;

– эндокринная система. Многие участники РЦЭ считали, что клетками коркового вещества парной железы внутренней секреции вырабатывается и стимулирует углеводный обмен адреналин, окситоцин или тироксин, а клетками непарной железы, состоящей из двух долей, соединенных перешейком, вырабатывается и стимулирует обмен веществ эстрадиол, адреналин или тестостерон;

– опорно-двигательный аппарат. Изображенный на рисунке задания позвонок учащиеся называли межпозвоночным диском и считали, что он входит в состав тазового пояса. Лопатка, по мнению участников РЦЭ, также входит в состав тазового пояса или в состав свободной верхней конечности.

– сердечно-сосудистая система. Абсолютное большинство ошибок связано с незнанием расположения сосудов как малого, так и большого кругов кровообращения. Многие учащиеся располагали последовательно нижнюю полую вену, аорту и легочный ствол, пропуская сердце, или легочные вены, капилляры малого круга кровообращения и артерии малого круга кровообращения.

 

ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК

В 2025 году в РЦЭ по испанскому языку приняли участие 7 человек. Средний балл выполнения работы – 60,57. В целом участники РЦЭ справились со всеми заданиями экзаменационной работы.

Затруднения у учащихся вызвали:

  • задания на выбор подходящего по смыслу слова из пяти предложенных на основе текста. Для успешного выполнения данных заданий требовалось понимание контекста и владение основными нормами сочетаемости слов;
  • задания на нахождение ошибки в одном из пяти обозначенных фрагментов на основе предложения. Посредством данного блока заданий проверялось знание правил согласования артикля и имени прилагательного с определяемым именем существительным в роде и числе, а также употребления возвратных глаголов;
  • задания, в которых требовалось заполнение пропусков предложенными перед текстом словами в необходимой форме согласно контексту. Большинство ошибок, допущенных участниками РЦЭ, обусловлены преимущественно неумением анализировать грамматическую составляющую сложного предложения, незнанием значения отдельных лексических единиц, поверхностным прочтением текста, что привело к искажению контекста.

На основе анализа ошибок можно сделать вывод, что участники РЦЭ в ходе выполнения экзаменационной (тестовой) работы, в основном допускали индивидуальные ошибки. Наиболее часто встречающиеся ошибки связаны с незнанием правил предложного управления глаголов, употребления возвратных глаголов, согласования частей речи, а также с невнимательным прочтением текста.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

В репетиции централизованного экзамена (далее – РЦЭ) 2025 г. по  русскому языку приняли участие 16 412 учащихся 11-х классов учреждений общего среднего образования.

Средний балл по предмету – 53,21.

На основе анализа результатов выполнения экзаменационной (тестовой) работы, предоставленной для проведения РЦЭ, можно сделать вывод, что наиболее сложными для выпускников оказались следующие темы:

Раздел «Состав слова. Образование слов»

Морфемный состав собирательных числительных (средний процент выполнения – 31,12).

Формообразовательные суффиксы глагольных форм (средний процент выполнения – 51,60).

Суффиксальный способ образования существительных, обозначающих отвлеченные качества, от соответствующих прилагательных (средний процент выполнения – 17,20).

Приставочно-суффиксальный способ образования глаголов от  прилагательных (средний процент выполнения – 16,02).

Раздел «Пунктуация»

Знаки препинания в сложносочиненном предложении: постановка запятой перед союзом и, если одна из частей является односоставным безличным предложением (средний процент выполнения – 33,67).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении, если придаточная часть находится внутри главной части (средний процент выполнения – 37,76).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными частями (средний процент выполнения – 34,11).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи на стыке подчинительных и сочинительных союзов (средний процент выполнения – 44,98).

Знаки препинания в предложениях с чужой речью, если в словах автора есть два глагола со значением речи (средний процент выполнения – 35,03).

Раздел «Синтаксис»

Синтаксическая роль местоимений (средний процент выполнения – 15,95).

Бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого осложнена вводным предложением или обособленным обстоятельством, выраженным существительным с предлогом несмотря на (средний процент выполнения – 13,20).

Сложноподчиненное предложение с несколькими (однородными) придаточными частями (средний процент выполнения – 14,42).

Раздел «Морфология»

Определение начальной формы имен прилагательных (средний процент выполнения – 35,61).

Непостоянные морфологические признаки имен прилагательных (род в единственном числе, падеж в полной форме; средний процент выполнения – 46,21).

Образование начальной формы глаголов (с учетом вида и возвратности глаголов; средний процент выполнения – 46,21).

Функции союза как служебной части речи; различение сочинительных и подчинительных союзов (средний процент выполнения – 31,98).

Раздел «Культура речи»

Образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных (средний процент выполнения – 43,58).

Нормы употребления деепричастного оборота, если основное и добавочное действия относятся к разным лицам/предметам (средний процент выполнения – 43,85).

 

Во всех наиболее трудных заданиях участникам РЦЭ нужно было продемонстрировать навыки аналитической работы со словом или предложением. Поэтому при подготовке к экзамену важно систематизировать знания по предмету, работать над заданиями обобщающего характера. Необходимый теоретический и практический материал представлен в учебниках и учебных пособиях для 5–11 классов.

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

На основе анализа выполнения заданий экзаменационной (тестовой) работы РЦЭ 2025 г. по учебному предмету «Иностранный язык» (французский) можно сделать вывод, что в целом учащиеся успешно справились с заданиями.

Отдельные задания вызвали у учащихся некоторые затруднения:

1) задание на правила употребления личных местоимений в роли подлежащего. Испытуемые ошибались в выборе лица и/или числа пропущенного местоимения. Для успешного выполнения учащимися данного задания рекомендуется уделить внимание умению определять по видо-временной форме сказуемого (в частности, лицо и число) пропущенное в предложении личное местоимение-подлежащее;

2) задание на правила употребления и образования видо-временных форм глаголов в повелительном наклонении. Испытуемые не справились со спряжением глаголов второй группы. Для успешного выполнения учащимися данного задания рекомендуется уделить внимание:

– умению определять требуемую в предложении форму наклонения глагола;

– правилам образования форм (как стандартных, так и особых) повелительного наклонения глаголов всех групп;

3) задание на правила образования видо-временных форм глаголов в условном наклонении и употребления времен в условном придаточном предложении после союза si. Типичная ошибка испытуемых – употребление формы изъявительного наклонения вместо требуемой формы условного. Для успешного выполнения учащимися данного задания рекомендуется уделить внимание:

– умению распознавать виды предложений, в которых употребление определенного времени в одной части предложения зависит от времени, используемого в другой его части;

– правилам образования видо-временных форм глаголов в настоящем времени условного наклонения;

4) задание на правила употребления и образования видо-временных форм глаголов в сослагательном наклонении. Типичная ошибка испытуемых – употребление формы изъявительного наклонения вместо требуемой формы сослагательного. Для успешного выполнения учащимися данного задания рекомендуется уделить внимание:

– умению определять требуемую в предложении форму наклонения глагола;

– правилам образования видо-временных форм глаголов в настоящем времени сослагательного наклонения;

5) задания на словообразование. Испытуемые лучше справились с образованием наречий, чем имен существительных и прилагательных. Для успешного выполнения учащимися данных заданий рекомендуется уделить внимание:

– умению определять отсутствующие в предложении части речи;

– закреплению правил образования наречий;

– моделям словообразования имен существительных и прилагательных.

 

Беларуская мова     

Прааналізаваўшы рэзультаты выканання экзаменацыйнай работы, прапанаванай на рэпетыцыі цэнтралізаванага экзамену (далей – РЦЭ) па беларускай мове ў 2025 годзе, адмаркіруем тэмы, якія былі засвоены ўдзельнікамі РЦЭ не ў поўнай меры.

Раздзел 1. Маўленне. Тэкст. Стылістыка

Функцыянальныя стылі маўлення. Палова ўдзельнікаў РЦЭ па беларускай мове не мелі навыку размежавання тэкстаў публіцыстычнага і навуковага стыляў і таму не змаглі ідэнтыфікаваць тэксты публіцыстычнага стылю.

Нормы сучаснай беларускай літаратурнай мовы. Плеаназмаў нявыдуманы і бульбяныя ў словазлучэннях нявыдуманы факт  (факт – нявыдуманы, сапраўдны выпадак, падзея) і бульбяныя дранікі (дранік – аладка, блін з дранай бульбы) не заўважылі каля 60 % навучэнцаў.

Раздзел 2. Фанетыка i арфаэпія. Арфаграфія

Правапіс у–ў. Больш за 30 % удзельнікаў РЦЭ напісалі ў словах велічна-ўрачысты і дзядуля-ўмелец пасля злучка у (складовае), не ўлічыўшы, што папярэдняе слова заканчваецца на галосны.   

Правапіс галосных о, э, а. Больш за палову навучэнцаў, якія выконвалі экзаменацыйную работу, не знайшлі памылкі ў складаных словах ваданапорны і дабразычлівы і палічылі такое напісанне правільным. Значная колькасць удзельнікаў РЦЭ няправільна напісалі літару э ў словах шаптаць і шалясцець.

Зычныя гукі. Зычныя цвёрдыя, мяккія; глухія, звонкія; свісцячыя і шыпячыя. Іх вымаўленне і правапіс. Каля 60 % навучэнцаў не мелі трывалых навыкаў адрознівання гукаў і літар, умення ўстанаўліваць паміж імі адпаведнасць і таму не ўбачылі аглушэння на канцы слоў сувязь і завязь (сувя[c], завя[c]), не адзначылі таго, што ў словах тыпу прыязджаць, расчоска свісцячыя гукі перад шыпячымі вымаўляюцца як шыпячыя (прыя[ж]джаць, ра[ш]чоска).

Раздзел 3. Лексіка. Фразеалогія

Слова, яго лексічнае значэнне. Веданне лексічнага значэння слоў неблагі, тэрміновы, прыгадаць, адмысловы прадэманстравала каля 50 % удзельнікаў РЦЭ. Пагадзілася, што лексічнае значэнне слоў, выдзеленых у прыкладах вядомае прозвішча – ‘жартоўнае імя чалавека’, благі грыб – ‘добры, які ацэньваецца станоўча’, неблагі ўраджай – ‘дрэнны’, вызначана правільна, ад 45 % да 52 % навучэнцаў.  

Фразеалагізмы, іх роля ў маўленні. Адпаведнасць паміж словазлучэннямі (словамі) і фразеалагізмамі не змаглі ўстанавіць крыху больш за 55 % удзельнікаў РЦЭ. Тыя, хто памыліўся, палічылі правільным, што словазлучэнню вельмі марудна адпавядае фразеалагізм ад выпадку да выпадку, які мае значэнне ‘непастаянна, часамі’, слову нядбала – фразеалагізм як божы дзень (‘абсалютна, вельмі, добра’). З вялікай доляй упэўненасці можна сказаць, што навучэнцы, якія не падабралі да словазлучэнняў (слоў) вядомых фразеалагізмаў (напрыклад: вельмі марудна – як назаўтра трэба, вельмі хутка – за адзін прысест, паступова – дзень за днём), не часта карыстаюцца ў сваёй маўленчай дзейнасці ўстойлівымі выразамі.

Раздзел 4. Марфемная будова слова. Словаўтварэнне і арфаграфія

Асноўныя спосабы ўтварэння слоў. Даволі вялікай часткай удзельнікаў РЦЭ была дапушчана памылка пры вызначэнні спосабу ўтварэння назоўнікаў завостранасць і павучальнасць. Яны палічылі, што назоўнікі ўтвораны прыставачна-суфіксальным спосабам, а не суфіксальным. Таксама шматлікія навучэнцы спосаб утварэння прыметнікаў маласольны і востравугольны вызначылі як асноваскладанне, а не асноваскладанне з суфіксацыяй.

Раздзел 5. Марфалогія і арфаграфія

Правапіс колькасных лічэбнікаў. Каля 70 % навучэнцаў не ведалі правільнага напісання лічэбніка дзясяцера.

Утварэнне і правапіс прыметнікаў з суфіксам -ск-. Большасць удзельнікаў РЦЭ ад слова пісьменнік пры дапамозе суфікса -ск- утварылі прыметнік пісьменскі, а не пісьменніцкі.

Канчаткі дзеясловаў I і II спражэнняў, іх правапіс. З заданнем на правапіс канчаткаў дзеясловаў у форме абвеснага ладу будучага простага часу 1-й асобы множнага ліку не справілася каля 65 % удзельнікаў РЦЭ, якія або ўтварылі форму 3-й ці 2-й асобы множнага ліку будучага простага часу, або запісалі дзеяслоў у форме прошлага часу.

Прыназоўнік як службовая часціна мовы. Аналіз адказаў навучэнцаў сведчыць пра адсутнасць у многіх з іх уменняў размяжоўваць службовыя і самастойныя часціны мовы. Больш за 70 % удзельнікаў РЦЭ не змаглі знайсці ў сказах вытворныя прыназоўнікі дзякуючы і падчас.

Раздзел 6. Сінтаксіс і пунктуацыя

Словазлучэнне як сінтаксічная адзінка. Асаблівасці дапасавання і кіравання ў беларускай мове (у параўнанні з рускай). Заданне, у якое былі ўключаны характэрныя толькі для беларускай мовы сінтаксічныя канструкцыі, пад сілу аказалася 20 % удзельнікаў РЦЭ. У асноўным навучэнцы не ведалі, што: 1) пры лічэбніках два і чатыры назоўнікі ўжываюцца ў форме назоўнага склону множнага ліку (два алоўкі, чатыры слоўнікі); 2) пры дзеясловах са значэннем маўлення (гаварыць, распытваць) назоўнікі ўжываюцца ў форме вінавальнага склону з прыназоўнікам пра (гаварыць пра кіно, распытваць пра вучобу).

Знакі прыпынку ў сказах з аднароднымі членамі. Амаль палова ўдзельнікаў РЦЭ не засвоілі, што коска не ставіцца паміж словамі-кампанентамі фразеалагізма (Пра прэм’еру спектакля ў нашай школе пакуль ні слыху ні дыху.). Каля 40 % навучэнцаў не ведалі, што калі аднародныя члены сказа стаяць пасля абагульняльнага слова, але сказ за імі працягваецца, то перад аднароднымі членамі ставіцца двукроп’е, а пасля іх – працяжнік; аднародныя члены, звязаныя паўторным злучнікам і, раздзяляюцца коскамі (Усё жывое: людзі, і звяры, і птушкі – радавалася першаму снегу.).

Знакі прыпынку ў сказах з параўнальнымі зваротамі. Найбольш пытанняў у навучэнцаў выклікалі сказы з параўнальным злучнікам, які стаіць перад выказнікам (У начным небе зоркі, што залатыя гузічкі.). Коску ў дадзеным выпадку ставіць не трэба.

Знакі прыпынку паміж часткамі ў складаназалежных сказах. Больш за 40 % удзельнікаў РЦЭ не ўбачылі парушэння пунктуацыйнай нормы ў складаназалежным сказе з некалькімі даданымі, у якім паміж падпарадкавальнымі злучнікамі што і калі пры наяўнасці другой часткі то парнага злучніка калі – то стаяла коска (Кажуць, што, калі пра нешта шчыра марыш, то гэта мара абавязкова збудзецца.). У адпаведнасці з правіламі коска ў такім выпадку не ставіцца.

Знакі прыпынку паміж часткамі ў бяззлучнікавых складаных сказах. Да 40 % навучэнцаў не паставілі патрэбнага двукроп’я паміж дзвюма часткамі бяззлучнікавага складанага сказа пры наяўнасці ў першай частцы слоў такая, адно, змест якіх раскрываецца ў другой частцы (Я ведаю адно: пасля зімы вясна настане.).

Знакі прыпынку паміж часткамі ў складаных сказах з рознымі відамі сувязі частак. У аснове памылак, якія былі дапушчаны значнай колькасцю ўдзельнікаў РЦЭ на этапе кваліфікацыі пунктаграмы, ляжыць слабае засваенне імі правіл пастаноўкі знакаў прыпынку паміж часткамі, звязанымі злучальнай і падпарадкавальнай сувяззю.

свернуть

Абитуриенту 2025

Телефоны горячей линии по вопросам проведения централизованных экзаменов

Телефоны горячей линии по вопросам проведения централизованных экзаменов

 

Телефоны горячей линии по вопросам проведения централизованных экзаменов (до 31 мая) в рабочие дни

(понедельник - пятница) с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00


(0152)39-82-55
 - Ипатова Татьяна Анатольевна, заместитель начальника отдела;

(0152)39 82 67 - приемная;

(0152)39-82- 62 - Котова Жанна Геннадьевназаведующий государственным учреждением "Учебно-методический кабинет Октябрьского района г. Гродно".

свернуть

Инструкция о порядке проведения ЦТ

Инструкция

о порядке проведения централизованного тестирования

ГЛАВА 7

Порядок проведения централизованного тестирования в пункте тестирования

63. В день проведения централизованного тестирования в пункте тестирования вводится пропускной режим. Допуск в пункт тестирования проводится только по пропуску и документу, удостоверяющему личность (паспорт,  вид на жительство). Вход в пункт тестирования лицам, не участвующим в централизованном тестировании, запрещён.

64. Тестируемые прибывают в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала централизованного тестирования, имея при себе:

заполненный и зарегистрированный пропуск;

документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство);

ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета.

65. В случае отсутствия у тестируемого пропуска ответственный секретарь проводит сверку документа, удостоверяющего личность с базой данных тестируемых. Тестируемому, ранее зарегистрированному, оформляется дубликат пропуска. Лицо, ранее не зарегистрированное, к прохождению тестирования не допускается.

66. Распределение тестируемых по аудиториям производится организованной комиссией в порядке, определяемом методическими рекомендациями РИКЗ.

Недопустимо размещение полного состава выпускников одного класса в одной аудитории.

Количество тестируемых в аудитории должно соответствовать количеству рабочих мест.

67. Допуск и размещение тестируемых в аудитории осуществляется по пропускам и документам, удостоверяющим личность не менее чем двумя организаторами. Один организатор стоит у входа в аудиторию, пропуская тестируемых по одному, проверяет наличие пропуска, сверяет данные списка тестируемых в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность, а также не разрешает проносить  в аудиторию предметы, запрещённые настоящей Инструкцией. Второй организатор, находясь непосредственно в аудитории, размещает тестируемых в соответствии с жеребьёвкой и следит  за тем, чтобы тестируемые не менялись местами.

68. Жеребьёвка проводится путём вытаскивания карточек с номерами рабочих мест.

69. В момент начала тестирования ответственный организатор предъявляет тестируемым запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, вскрывает пакет с бланками ответов. Организаторы раздают бланки ответов тестируемым в соответствии со схемой распределения вариантов. Тестируемые заполняют область регистрации бланка ответов.

70. После заполнения области регистрации бланка ответов всеми тестируемыми в аудитории ответственный организатор в аудитории вскрывает пакеты с педагогическими тестами.

71. Тестируемый, прибывший на тестирование после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

72. Началом отсчёта времени, отведенного на выполнение педагогического теста, является время получения последнего экземпляра теста.

Время начала и окончания работы над выполнением теста фиксируется на доске или планшете.

73. Во время тестирования документ, удостоверяющий личность, находится на рабочем месте (столе) тестируемого. Организаторы сверяют соответствие данных в документе, удостоверяющем личность, данным, внесённым в область регистрации бланка ответов.

74. Вопросы тестируемых по содержанию педагогических тестов не рассматриваются. Замечания тестируемых по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения тестирования в аудитории с указанием номера варианта теста, номера задания и содержания замечания.

75. Тестируемому запрещается:

проносить и использовать в аудитории, где проводится тестирование, книги, тетради, записи, сумки, мобильные телефоны, пейджеры, электронные записные книжки, компьютеры и другие средства хранения и передачи информации:

разговаривать во время проведения тестирования, пересаживаться без разрешения организатора, обмениваться тестами.

Тестируемый, нарушающий требования, предъявляемые к нему во время проведения тестирования, отстраняется от дальнейшего участия  в тестировании.

76. В случае отстранения тестируемого от дальнейшего участия в тестировании бланк ответов изымается, погашается путём перечёркивания по диагоналям, на пропуске делается отметка: « Удалён за нарушения».

77. По истечении времени тестирования тестируемые сдают экзаменационные материалы.

      Если тестируемые выполняют работу ранее установленного срока, то организаторы могут принимать экзаменационные материалы и до окончания работы над выполнением теста. Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за 10 минут до окончания работы над выполнением теста.

78. Принимая экзаменационные материалы, организатор обязан:

принять бланк ответов, сверяя соответствие данных тестируемого, указанных  в области  регистрации бланка ответов данным документа,  удостоверяющего личность;

принять педагогический тест;

сделать в пропуске отметку: «Тестирование прошёл».

79. В случае обнаружения преднамеренного искажения данных в области регистрации бланка ответов бланк ответов изымается, тестирование считается непройденным.

80. Принятые экзаменационные материалы пересчитываются и запечатываются в пакеты, составляются акты передачи бланков ответов, оформляется протокол проведения  тестирования в аудитории.

81. По окончании тестирования ответственные организаторы и организаторы в аудитории передают экзаменационные материалы по акту организационной комиссии согласно требованиям настоящей Инструкции.

82. На основании представленных протоколов проведения централизованного тестирования в аудиториях председатель организационной комиссии составляет протокол проведения тестирования.

свернуть