Аттестация педагогических работников

Аб атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі 

 

Состав аттестационной комиссии

на 2024/2025 учебный год

 

  1. Овечкина Жанна Францевна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория) – председатель аттестационной комиссии, представитель руководства школы.
  2. Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель биологии (квалификационная категория «учитель-методист») – заместитель председателя аттестационной комиссии.
  3. Миклашевич Лариса Николаевна, учитель белорусского языка и литературы (высшая квалификационная категория) – секретарь аттестационной комиссии.
  4. Алёхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог (высшая квалификационная категория) – член аттестационной комиссии,  представитель профсоюзного комитета.
  5. Пархимович Лариса Вацлавовна, учитель русского языка и литературы (квалификационная категория «учитель-методист») – член аттестационной комисссии.
  6. Лобан Андрей Сергеевич, учитель английского языка (квалификационная категория «учитель-методист») – член аттестационной комиссии.
  7. Ровгач Ольга Михайловна, учитель математики (высшая квалификационная категория) – член аттестационной комиссии.
  8. Третьяк Татьяна Михайловна, учитель начальных классов (высшая квалификационная категория) – член аттестационной комиссии.
  9. Шило Данута Ивановна, учитель начальных классов (высшая квалификационная категория) – член аттестационной комиссии.

 

В помощь педагогическим работникам к аттестации

 

Постановление МО РБ 22 августа 2012 №101 Выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих "Должности служащих, занятых в образовании"
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 октября 2017 №50 Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации"
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2011 №954 Комментарии к постановлению МО Республики Беларусь 11 мая 2017 №46

 

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:
  • по инициативе педагогического работника аттестация проводится на  присвоение педагогической категории.
  • по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на  подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.
Основными принципами аттестации являются:
  • коллегиальность,
  • системность и целостность экспертных оценок.
Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37.Аттестационная комиссияАттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав. Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.Требования к аттестуемым работникам. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий - 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года.
Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академиче­скую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности1 год, а на высшую категорию — 2 года со дня присвоения предыдущей категории.Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в атте­стационную комиссию.С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие. Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование. Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Аттестуемым на заметку. Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников. С этой целью изучается технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета). Дается оценка:
  • преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
  • умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
  • деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
  • работы учителя над повышением своего профессионального уровня (повышение квалификации);
  • для высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.
Порядок проведения аттестации учителя на категорию Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:
  • посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
  • анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
  • анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
  • проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
  • проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
В рамках аттестации учитель должен:
  • провести открытые уроки, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету либо воспитательное мероприятие;
  • представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования; на первую категорию – представить к аттестационной беседе педагогическое портфолио (в электронном или печатном варианте); на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен , получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить).