Концепция школьного исторического образования

02.10.2024

ОДОБРЕНО

Постановление коллегии

Министерства образования

Республики Беларусь

08.11.2022 № 13.2

 

 

 

концепция ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в республике Беларусь

 

  1. Общие положения

Актуальность разработки Концепции школьного исторического образования (далее – Концепция) обусловлена наличием потенциальных и реально существующих угроз национальной безопасности Республики Беларусь, в частности:

посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй белорусского государства;

навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;

попытки навязать идеологию глобализации, призванную подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности белорусского народа;

распространение деструктивного информационного воздействия на личность, общество и государственные институты, наносящего существенный ущерб национальным интересам Беларуси;

попытки деформации исторической памяти, целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, и др.

В этих условиях важным фактором укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь, консолидации белорусского общества и народного единства является качественное историческое образование населения, осуществляемое в русле последовательной государственной исторической политики.

Жизнеспособность современного белорусского общества во многом зависит от наличия у граждан уважительного отношения к историческому наследию белорусского народа, стремления к его сохранению и приумножению. Школьное историческое образование оказывает существенное влияние на сохранение коллективной исторической памяти. Интерес людей к своему прошлому, желание сохранить память о себе для потомков и стремление понять настоящее путем обращения к опыту предков – все это проявления стремления человека к самопознанию и самоопределению, к поиску своей идентичности. Историческая память является фактором преемственности и непрерывности социального бытия, сохранения того исторического прошлого, которое имеет значимость для общества в настоящий момент, инструмент для консолидации общества.

В современном информационном пространстве история выступает как объект противоборства, процесс манипулирования историческим прошлым в конъюнктурных интересах определенных политических сил. Использование истории в политических целях приобрело в начале XXI века ярко выраженный характер. В периоды социальных потрясений особенно остро стоит проблема фальсификации истории – сознательного искажения исторических событий. Борьба с фальсификацией истории рассматривается как важнейшее государственное дело, в котором школьное историческое образование играет решающую роль.

Государственная историческая политика – это система целенаправленной деятельности институтов государственной власти по формированию национального историко-государственного мировоззрения человека и общества, укреплению историко-культурных и духовно-этических представлений людей, их готовности к созидательному труду, отстаиванию государственной безопасности и национальных интересов Отечества.

Школьное историческое образование – комплексная педагогическая система, включающая ценностные, институциональные, содержательные и процессуальные компоненты. Школьное историческое образование является одним из важнейших факторов формирования гражданственности, патриотизма, национального самосознания учащихся, укрепления национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития суверенного белорусского государства.

Миссия школьного исторического образования – обеспечение развития и саморазвития личности учащегося на основе изучения социально значимого исторического опыта. Определяющим в этом процессе является формирование и выполнение учащимися социальных функций, связанных с готовностью к жизнедеятельности в динамичном глобализирующемся мире и в современном белорусском обществе на основе принятия системы его базовых ценностей как регуляторов обеспечения социальной стабильности.

Настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к разработке и реализации содержания школьного исторического образования. Концепция предназначена для педагогических работников и специалистов всех категорий, осуществляющих свою профессиональную деятельность на уровне общего среднего образования, а также разработчиков учебных программ, авторов учебных изданий (учебных пособий, учебников, учебно-методической литературы).

Условием эффективной реализации Концепции является последовательная реализация в содержании школьного исторического образования концепта истории белорусской государственности, разработанного белорусской академической исторической наукой, единой концепции оценки событий и роли личностей в истории белорусского государства.

 

  1. 2. Цель и задачи школьного исторического образования

Целью школьного исторического образования является развитие, воспитание и обучение личности учащегося на основе освоения и осмысления исторического опыта белорусской нации и человечества в целом, формирования системы базовых ценностей, исторической памяти и национально-культурной идентичности, обеспечивающие эффективное применение усвоенных исторических знаний и умений в учебно-познавательной деятельности и в социальных практиках.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

овладение учащимися основами систематизированных знаний о мировом историческом процессе с древнейших времен до настоящего времени и месте в нем Беларуси;

осмысление учащимися знаний об историческом процессе, необходимых для анализа современного этапа развития общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

формирование ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, принципов гражданского общества и правового государства, уважения прав человека и взаимопонимания между народами;

развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, готовности к межпоколенческому диалогу, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;

формирование и развитие исторического мышления, навыков самостоятельного познания исторической действительности, применения исторических знаний в современной социальной практике.

 

  1. 3. Методологические основы школьного исторического образования.

3.1. Функции школьного исторического образования:

познавательная: овладение учащимися основами научных знаний о важнейших закономерностях и тенденциях исторической эволюции общества во всем ее многообразии и противоречивости;

развивающая: формирование интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности;

воспитательная: формирование системы ценностей, мировоззрения, национальной идентичности, активной жизненной позиции, ответственности учащихся за свои действия перед обществом и государством;

социализации: интегрирование учащихся в систему социальных отношений, обеспечение усвоения ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, формирование у учащихся навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

3.2. Методологические подходы к обучению истории в учреждениях общего среднего образования:

формационный, связанный с нахождением единой основы социальной жизни и выделением стадий исторического процесса в зависимости от эволюции способа производства и формы собственности;

цивилизационный, предполагающий изучение истории как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), что позволяет создать представление об истории как многолинейном, многовариантном, многоаспектном процессе, выделяя особенности отдельных цивилизаций;

культурологический, предполагающий изучение жизни и истории людей в контексте культуры как системы идей, установок, ценностей, норм, представлений, моделей поведения и восприятия окружающей действительности;

деятельностный, предполагающий организацию образовательного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности учащихся в контексте их личностного становления;

компетентностный, обеспечивающий формирование у учащихся компетенций как результатов их обучения и компетентности как интегративной характеристики личности, связанной с ее способностью эффективно действовать в образовательном и социальном пространстве.

аксиологический, обеспечивающий формирование у учащихся системы ценностных ориентаций (любовь к Родине, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь, уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, семья, здоровье, работа и др.), которые служат как социальными нормами для обучающихся, так и опосредованными критериями дидактического конструирования содержания учебного материала по истории.

3.3. Школьное историческое образование базируется на общедидактических принципах обучения:

принцип воспитывающего и развивающего обучения предполагает целенаправленное формирование у учащихся основ мировоззрения и нравственности, развитие личности каждого обучающегося;

принцип связи обучения с жизнью обеспечивает повышение значимости учебной деятельности в сознании учащихся, придание ей осмысленного характера, формирование умений применять знания на практике;

принцип научности и доступности требует соответствия содержания образования уровню современной исторической науки; формирования у учащихся представлений об общих методах научного познания; организации процесса познания с учетом возрастных психологических особенностей и познавательных возможностей учащихся, их интересов и жизненного опыта;

принцип систематичности и последовательности предполагает овладение знаниями в определенной логической системе; обеспечение преемственности между концентрами и уровнями исторического образования;

принцип единства обучения и воспитания обеспечивает реализацию воспитательного потенциала предметного содержания исторического образования, ориентированного на формирование патриотизма, коллективной и индивидуальной исторической памяти, национальной идентичности;

принцип сознательности и активности предполагает активную познавательную деятельность учащихся как основу для самообразования в условиях непрерывного образования;

принцип наглядности обучения обеспечивает обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, служащим основой рационального познания.

3.4. Теоретико-методологические принципы конструирования предметного содержания школьного исторического образования:

принцип историзма предполагает изучение исторических событий, явлений, процессов, как изменяющихся и развивающихся во времени, с учетом причинно-следственных и системных связей;

принцип изучения истории Беларуси в контексте региональной и всемирной истории предполагает учет общности исторических судеб восточнославянского этноса – белорусского, русского и украинского народов;

принцип методологического плюрализма предусматривает оптимальное сочетание различных методологических подходов как к пониманию общественно-исторического процесса (формационный, цивилизационный, культурологический), так и к обучению истории (деятельностный, компетентностный);

принцип объективности предусматривает включение в содержание школьного исторического образования фактов, подтверждаемых историческими источниками; достоверное описание изучаемых исторических фактов; всесторонний анализ изучаемых фактов с целью выявления их сущности и многообразия взаимосвязей с историческим миром.

3.5. Содержание школьного исторического образования включает в себя знаниевый, деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты.

В структуру знаниевого компонента входят:

фактологические знания – объективно установленное, подтвержденное достоверными источниками непосредственное отражение реальной действительности, выраженное в форме исторических фактов, которые являются основой для всякого другого знания, предшествуют ему;

теоретические знания – знания, направленные на объяснение объективной реальности, описание, систематизацию и объяснение множества данных эмпирического уровня, идеальных объектов, знание о сущности исторического процесса (понятия, гипотезы, проблемы, законы и закономерности, причинно-следственные связи, теоретические схемы);

методологические знания – знания о принципах построения, формах, способах, методах исторического познания;

оценочные знания – суждения, мнения, версии, характеризующие отношение к изучаемым историческим фактам (событиям, явлениям, процессам) и историческим личностям;

знания о способах деятельности – знания о действиях, мыслительных операциях, которые необходимы для усвоения учебного исторического материала и являются основой для формирования общеучебных и предметных умений учащихся.

Деятельностный компонент содержания исторического образования включает опыт осуществления известных способов деятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, общеучебных и специфических для учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», а также опыт творческой деятельности, обеспечивающий готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Эмоционально-ценностный компонент содержания исторического образования предполагает формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к изучаемым историческим фактам (системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций, убеждений и идеалов, эмоциональных и волевых качеств личности). Эмоционально-ценностный компонент содержания образования отражается в личностных результатах освоения содержания исторического образования и реализуется на всех этапах обучения истории.

3.6.  Содержательные линии школьного исторического образования:

историческое время: время, внутренне присущее изучаемым событиям, явлениям, процессам, для упорядочивания которого в исторической науке используется хронология;

историческое пространство: сочетание географических, экономических, национальных, социальных процессов, протекающих в различные периоды истории на определенной территории, с их локализацией на исторической карте;

историческое развитие: процесс становления и развития исторического объекта;

человек в истории: выявление смыслов, значений и причин поведения людей, их ценностных ориентиров, отношения к окружающей их культурной среде; описание культурного контекста жизнедеятельности человека с анализом символического значения предметов материальной и духовной культуры, являющихся частью этого контекста.

 

  1. Дидактические основы построения содержания школьного исторического образования.

Структурирование содержания школьного исторического образования осуществляется на основе концентрического подхода, который предполагает неоднократное изучение учебного материала по всемирной истории и истории Беларуси в их контекстуальном единстве, в нарастающем объеме и с большей глубиной понимания.

Структура исторического образования в учреждениях общего среднего образования в Республике Беларусь:

 

 

 

Концентр

Класс

Изучаемые курсы истории

I концентр – пропедевтический курс

IV

Содержательный блок «Мая Радзіма – Беларусь» в рамках учебного предмета «Человек и мир»

II концентр – систематический курс

 

Учебный предмет «История Беларуси»

Учебный предмет «Всемирная история»

V

История Древнего мира

VI

История Беларуси с древнейших времен до конца ХV в.

История Средних веков, конец V – XV вв.

VII

История Беларуси, XVI – XVIII вв.

История Нового времени, XVI – XVIII вв.

VIII

История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.

История Нового времени, ХIX – начало ХХ в.

IX

История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.

История Новейшего времени, 1918 г. – начало ХХI в.

III концентр – проблемно-теоретический курс

X–XI

История Беларуси в контексте всемирной истории

         

 

Концентризм основан на объективных законах усвоения знаний. Концентрическая структура школьного исторического образования базируется на возрастных психологических особенностях учащихся. Для понимания истории учащимся необходим социальный опыт, которого у них недостаточно. Поэтому историческое образование на разных концентрах имеет разные цели, разное содержание, предполагает разные методы обучения.

Обучение истории на разных концентрах имеет свое целеполагание, предусматривает постепенное усложнение содержания учебного материала, способов его представления и усвоения.

На первом концентре, в IV классе, изучается содержательный блок «Мая Радзіма – Беларусь», значительную часть которого составляют рассказы по истории Отечества. Он выполняет пропедевтическую функцию. Основная цель обучения на этом концентре: в яркой, эмоциональной форме сформировать у учащихся наиболее общее представление об истории Родины, заинтересовать их в ее изучении; вызвать чувство гордости, патриотизма и любви к своей стране. Важную часть содержательного блока составляет изучение истории своего края, так как этот материал наиболее близок и доступен учащимся. В результате обучения учащийся должен быть мотивационно подготовлен к систематическому изучению истории.

Особенности исторического образования на первом концентре: занимательность и наглядность, ярко выраженный воспитательный аспект, включение материала по истории своего края. Для изучения на первом концентре должны отбираться такие события и личности, которые могут служить предметом гордости, объектом для подражания, чьи образы помогут учащемуся сформировать территориально-культурную идентичность, научат гордиться страной, в которой он живет. Восприятие учащимися исторических образов должно быть, прежде всего, эмоциональным. Курс может быть представлен эпизодическими рассказами, не имеющими между собой причинно-следственных связей.

На втором концентре, в V–IX классах, осуществляется систематическое изучение истории. Всемирная и отечественная история изучаются в хронологической последовательности с древнейших времен до настоящего времени. Основная цель исторического образования на этом концентре: усвоение важнейших фактов, характеризующих исторический процесс в целом и различные стороны развития общества с пониманием наиболее существенных причинно-следственных связей; основных исторических понятий в их системе и взаимосвязи, а также освоение основных общеучебных и специальных способов познания исторической действительности (оперирования «готовыми» историческими знаниями).

Содержание систематического курса должно быть представлено в учебных текстах как последовательное изложение исторических событий с их объяснениями и оценками. Изучение истории на этом концентре является одним из элементов формирования функциональной грамотности, что обеспечивает учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками для нормальной жизнедеятельности в конкретной социально-культурной среде.

На II ступени общего среднего образования (VIII–IX классы) учебные предметы «Всемирная история», «История Беларуси» могут изучаться на повышенном уровне. Повышенный уровень изучения учебных предметов направлен на совершенствование опыта осуществления способов деятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, общеучебных и специфических для учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси».

Третий концентр школьного исторического образования представлен в X–XI классах проблемно-теоретическим интегрированным курсом «История Беларуси в контексте всемирной истории», который направлен на систематизацию и обобщение учебного исторического знания; рассмотрение проблемных вопросов истории, осмысление исторического процесса, понимание закономерностей, тенденций исторического развития и места Беларуси в историческом процессе; освоение инструментария самостоятельного познания исторической и современной социальной действительности; подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Объектом изучения интегрированного курса является отечественная история. История других регионов рассматривается как основа для выявления особенностей развития белорусского общества и государства, для объяснения тенденций, явлений, начавшихся за пределами Беларуси. Тенденции, присущие развитию мирового общества, рассматриваются на региональном уровне, при этом выделяются факты, свидетельствующие о включении Беларуси в единое мировое пространство.

Учебный материал должен давать панорамное представление исторического развития, объяснение сущности исторических событий, явлений, процессов; содержать более высокую по сравнению с базовой школой степень теоретизации и методологизации знаний. На этом концентре учащиеся должны освоить основные способы деятельности со всем комплексом исторических источников, включая историографические источники. На третьем концентре учащиеся приобретают опыт самостоятельного анализа событий прошлого и настоящего, определения своего отношения к ним, участия в социально-политической жизни общества. Поэтому концептуальным является раскрытие взаимосвязи исторических явлений и событий прошлого с настоящим. Рассмотрение явлений и событий прошлого через призму современности будет также содействовать реализации компетентностного подхода к подготовке выпускника по истории.

На III ступени общего среднего образования (X–XI классы) интегрированный курс «История Беларуси в контексте всемирной истории» может изучаться на базовом либо повышенном уровне. Базовый уровень предполагает изучение содержания, которое является обязательным для всех учащихся, повышенный уровень включает содержание базового уровня и предусматривает его углубление. Повышенный уровень изучения истории в X–XI классах осуществляется не только за счет увеличения объема фактологического и теоретического материала, но и за счет большей обобщенности, системности и осмысленности исторических знаний, совершенствования общеучебных и специальных (исторических) способов учебно-познавательной деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Повышенный уровень позволяет более полно учитывать интересы и способности обучающихся и обеспечивает условия для успешного профессионального самоопределения.

Важной составляющей школьного исторического образования является историческое краеведение – деятельность, направленная на изучение и распространение знаний по истории своего края («малой родины»). Историческое краеведение реализуется в урочной и внеурочной деятельности, и является средством воспитания любви к своей малой родине, формирования гражданских качеств. История своего края рассматривается как часть истории белорусского государства и в объеме, определенном учебными программами по учебному предмету «История Беларуси», входит в состав базовых знаний по истории Отечества. При использовании краеведческого материала на уроке важно установить правильные взаимосвязи между краеведческим и общеисторическим материалом, изучаемым в соответствии с учебной программой по учебному предмету. Большую роль в организации историко-краеведческой работы в учреждении образования играют внеурочные виды деятельности. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, деятельность отдельных личностей, произведения материального и духовного наследия. Краеведение – не только способ решения учебно-воспитательных задач, но и эффективный способ приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

Важным условием обеспечения качественного исторического образования в учреждениях общего среднего образования, формирования целостных, системных знаний об изучаемых объектах является интеграция знаний из разных учебных предметов, реализация внутри- и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи обеспечивают преемственность исторического образования и связаны с последовательностью изложения учебного материала, возрастанием сложности изучаемого исторического материала, усложнением осваиваемых способов деятельности. Они обеспечивают взаимосвязь учебного материала и позволяют использовать ранее изученный материал в качестве опорных знаний. Связи между компонентами структуры учебного материала тщательно прорабатываются на этапе разработки учебных изданий и в процессе подготовки учителя к уроку.

Межпредметные связи устанавливаются в процессе обучения между различными учебными предметами и должны осознаваться учащимися как диалектические взаимосвязи, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками. Связи, устанавливаемые между содержанием различных учебных предметов (история Беларуси, всемирная история, география, белорусская литература, русская литература, искусство и др.), служат углублению, обогащению и систематизации исторических знаний, оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, активизацию его познавательной деятельности, выступают непременным условием развития системного мышления учащихся, повышения интереса к изучению истории. Межпредметные связи способствуют интеграции знаний, умению видеть изучаемый объект в новой системе отношений и применять знания в новой незнакомой ситуации.

В процессе обучения истории необходимо реализовывать межпредметные связи не только с учебными предметами социально-гуманитарного цикла, но и с учебными предметами естественнонаучного цикла. Вопросы, связанные с реализацией межпредметных связей, прорабатываются на этапе подготовки учебных пособий; в учебные пособия целесообразно включать учебный материал и задания межпредметного характера.

Неотъемлемой частью школьного исторического образования является внеурочная (внеклассная) деятельность учащихся, под которой понимают организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время с целью расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения интересов учащихся, обеспечения досуга. Внеклассная работа преследует те же цели, что и урок, но реализуется на ином материале и иными средствами. Она носит добровольный характер и направлена на удовлетворение и дальнейшее развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся в области истории в любом из ее разделов и по любой тематике.

Основные формы внеклассной работы по истории в учреждениях общего среднего образования:

факультативное занятие;

исторический кружок (школьное историческое общество);

исторический / краеведческий / этнографический уголок, музей;

экскурсии по историческим местам.

Основные виды внеклассной работы по истории:

игры, вечера, выставки, конкурсы, викторины, конференции, олимпиады по истории;

встречи с участниками и свидетелями исторических событий, общественными, политическими и государственными деятелями, деятелями культуры;

издание исторических бюллетеней, стенгазет, журналов, ведение блогов и т.д.