Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
- Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Ø Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Ø Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого
Ø Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Ø Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Уважаемые родители!
Перед вами перечень упражнений и рекомендаций, которые помогут вашему ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнять регулярно.
1. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.
2. Подбор слов на заданный звук.
«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с]» и т.п.
3. Определение первого и последнего звука.
«Назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын».
4. Определение количества и последовательности звуков в простых словах.
«Скажи, сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук этих слов» и т.п. Материал нужно постепенно усложнять, подбирая слова из пяти, шести, семи звуков. Для упрощения подсчета количества звуков в слове ребенок может использовать пальцы руки, загибая их при назывании каждого звука.
5. Деление слов на слоги.
Перед тем, как обучать ребенка делению слов на слоги, нужно объяснить ему, что звуки речи бывают гласными и согласными. Гласные звуки – это те звуки, которые поются, тянутся. Обозначаем мы их красным цветом. Рассмотрите с ребенком алфавит, назовите вместе с ним гласные звуки. Согласные звуки – это те звуки, которые нельзя пропеть и которые встречают во рту преграду. Например, звук [п] – не поется, не тянется и встречает во рту преграду в виде губ. Называйте ребенку разные звуки и просите его определить, какой это звук: гласный или согласный и объяснить, почему он так считает.
Только после того, как ребенок четко различает гласные и согласные звуки, следует переходить к делению слов на слоги. Ребенку следует запомнить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Начинать работу следует с простых слов. Для облегчения работы можно попросить ребенка «прохлопать» слоги.
Точно так же следует работать и с другими словами, постепенно усложняя материал. Особое внимание следует обратить на слова со стечением согласных.
Например, КОШКА. Следует объяснить ребенку, что звуки Ш и К «не хотят дружить» и «расходятся» в разные слоги. Поэтому такие слова делятся на слоги следующим образом: КОШ│КА.
Когда ребенок научится делить слова на слоги самостоятельно и безошибочно, можно диктовать ему диктанты слов, а также предложить следующее задание: «Распредели слова в три столбика». Чертятся три столбика. Первый столбик называется «1», второй столбик – «2», третий столбик – «3» Вы диктуете ребенку слова и просите ребенка слова с одним слогом записать в первый столбик, слова с двумя и тремя слогами – во второй и третий столбики соответственно. При этом, когда ребенок записывает слова, попросите его предварительно вслух проговорить слово по слогам, а также проговаривать слово по слогам во время его написания.
6. Запись предложений.
Перед тем, как записывать предложения, следует вспомнить, что все слова в предложении пишутся раздельно. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Также перед записью предложения следует составить его графическую схему. Например: «Саша ест кашу». Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье. Начерти столько черточек, сколько слов в этом предложении.
└─ ── ── ∙
После того, как схема составлена, следует проговорить каждое слово по слогам и записать предложение, опираясь на схему.
7. Чтение.
Перед тем, как обучать ребенка чтению следует убедиться, что ребенок знает все буквы русского алфавита. Если ребенок не может запомнить букву, то для её запоминания следует попросить ребенка нарисовать эту букву, разукрасить её, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, найти эту букву в тексте и обвести или зачеркнуть её и т.п.
Обучение чтению следует начинать со слогов. При этом нужно помнить, что произносим мы звуки, а не буквы. Например, звук [м], а не «мэ» или «эм».
Только после того, как ребенок научился хорошо читать слоги, следует переходить к чтению слов и только потом к чтению предложений. Для более успешного овладения навыками чтения можно воспользоваться «Букварем» таких авторов, как Ткаченко Т.А., Жукова Н.С.
8. Развитие словарного запаса.
Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» – это ... ? или «сапоги», «туфли», «босоножки» – это ... ?
9. Развитие связной речи.
Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.
Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.
10. Ориентировка в пространстве.
Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» – «потом», «сзади» – «спереди», «старше» – «моложе».
Удачи Вам и Вашему ребенку!