Уголок дефектолога

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоят из двух слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите"Что он делает?",  вместо «Он играет».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра и т.п.
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё.
  6. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Круглый мяч», «Танин мяч».
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

    6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время следует подготовить ребенка

    Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

    У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т.е. умение

    определять количество слов в предложении;

    правильно произносить все звуки языка;

    выделять первый и последний звук в слове;

    разделять слово на слоги;

    определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

    придумывать слова на заданный звук;

    сливать два названных звука в слог: М+А= МА;

    повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА- ТА;

    определять количество слов в предложении, учитывая и  «короткие» слова — предлоги.

    Важно выяснить:

    -  насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

    - насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

    - что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

    - сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

    - может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

    Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

    Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

    Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

    Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в школе.