ПДД ДЛЯ ИНТЕРНЕТА

02.12.2022

Из пользователей интернета мы постепенно превращаемся в его граждан, но насколько мы готовы к жизни в нем? Всем уже очевидно, что современному человеку необходима цифровая компетентность.

Она включает в себя умение эффективно и безопасно работать с контентом, общаться с другими пользователям, потреблять информацию, постоянно учиться новому и прочее, необходимое для успешной жизни в новом мире.

Большинство родителей готовит детей к выходу из дома: мы объясняем правила дорожного движения, предупреждаем о возможных опасностях, просим повторить услышанное снова и снова.

Представьте, что могло бы случиться, если бы мы этого не делали.

Ребенок, оказавшись на улице, вынужден был бы выяснять все сам: почему дороги делятся на тротуары и проезжую часть, зачем нужны светофоры, что делать, если забыл дорогу, потерял ключи, разрядился телефон и так далее.

Интернет – это такая же часть внешнего мира, как и все остальное: транспорт, магазины, машины, незнакомые люди.

Отпуская ребенка в Сеть, мы должны понимать, что обсудить правила ее безопасного использования необходимо перед первым же входом в Интернет.

А еще лучше – с учетом технологического прогресса – в тот момент, когда мы в принципе даем в руки ребенку телефон.

Первое, что важно сделать каждому родителю, отпуская ребенка в Интернет, – это рассказать основу основ.

Интернет – это Всемирная сеть, которая работает за счет того, что каждый компьютер связан с другим, и не с одним, а с несколькими. Благодаря этому, из любого компьютера так или иначе можно попасть в другой компьютер.

Доступ к этой сети имеют миллиарды людей по всему миру. И практически в любой точке мира можно получить любую информацию.

Чисто теоретически мы можем говорить о том, что в Интернете есть наши личные страницы, личные сообщения, публикации в режиме «вижу только я». Но в реальности ко всем этим данным всегда имеет доступ третий человек.

Рассказанное можно наглядно пояснить на примере семейного фотоальбома. Вот альбом, который можно достать из шкафа. Сделать это способны только те люди, которые могут физически попасть в квартиру. А вот альбом на странице в социальной сети. Даже при приватных настройках вы не можете гарантировать, что его посмотрят только те, у кого есть «ключ», или доступ.

Как в наш дом теоретически может вломиться грабитель и посмотреть фотоальбом в шкафу, точно так же может быть взломана страница или почта, или любой девайс, подключенный к Сети. Взломать страницу при этом проще, чем физически попасть в квартиру. Поэтому с самого начала важно понимать, что любая информация, которая находится в Интернете, общедоступна по умолчанию.

С ребенком необходимо проговорить, что в Сети никогда не должно появиться ничего такого, что «ты не был бы готов рассказать и показать абсолютно всем». Говорить об этом можно начинать еще до того, как ребенок получает доступ непосредственно к Интернету. Например, с момента, когда он просто фотографирует на свой телефон.

Это может быть даже очень маленький ребенок. Уже на этом этапе мы показываем ребенку, что никогда нельзя фотографировать на свой телефон то, что он не был бы готов показать всем. Например, нельзя фотографировать на телефон маму, если она недостаточно одета, нельзя фотографировать себя без одежды.

И на том же этапе можно ввести еще одно важное правило: всегда фотографировать кого-то только с его разрешения и только с его разрешения размещать фото в Сети.

Нам, взрослым, бывает сложно удержаться от публикации детей в своих социальных сетях, но мы действительно научим их жизненно необходимому – соблюдению личных границ и уважению чужих границ – если до публикации будем спрашивать их разрешение на фото и размещение. Даже у маленьких детей. Кроме того, это правило в том числе снизит риск попадания в Сеть нежелательных фотографий ребенка.

Можно предложить ребенку поисследовать любой фотоальбом в телефоне и обсудить с ним фотографии с точки зрения их общедоступности: какой из снимков мог бы посмотреть любой незнакомый человек?

 

Первые правила безопасности ребенка в социальные сети

  1. Объясняем и показываем, что такое «ложные» аккаунты

Родитель может показать ребенку на примере его собственного аккаунта, как легко создать аккаунт за другого человека.

«Смотри, я могу сейчас вместо твоей аватарки поставить фотографию Маши Ивановой и написать „Маша Иванова“. Но это не значит, что это будет твоя одноклассница.

Поэтому, когда к тебе кто-то добавляется в друзья, убедись, что это действительно твой знакомый. Например, позвони или спроси лично при встрече: «Действительно ли это твой аккаунт с такой аватаркой?»

Это не защитит от полностью скопированных аккаунтов, но все же создаст некоторый уровень безопасности и поможет ребенку в дальнейшем внимательнее оценивать аккаунты в социальных сетях.

  1. Формируем первичный контент, который будет предлагаться ребенку

Речь о подписке на интернет-сообщества по интересам.

Это требует предварительной подготовки со стороны родителя, но цель того стоит.

Очень важно выбрать первые интернет-сообщества вместе с ребенком уже на этапе регистрации. Потому что это влияет на будущую ленту, которую соцсеть будет «выдавать» ребенку.

Чем более правильные подписки, чем более правильную ленту родитель первично ребенку сформирует – тем более правильные предложения и более развивающие истории будут в дальнейшем попадаться ему в социальной сети.

Это нужно делать не в момент регистрации, а заранее подумать о том, какие сообщества, какие аккаунты в этой социальной сети родитель хотел бы, чтобы ребенок видел.

В процессе регистрации можно предложить ему: «А теперь давай на кого-нибудь подпишемся».

Важно найти заранее определенные группы, показать ребенку, подписаться, полайкать вместе посты.

С этого момента все то, что дальше ребенок видит в этой социальной сети, будет зависеть от этого первого задела, который родитель вместе с ним сделал.

  1. Доверяем ключи от аккаунта

Необходимо объяснить ребенку, что логин и пароль от социальной сети – это, как ключ от его дома, который нельзя давать никому. Даже если это друг, подруга, кто-то хорошо знакомый.

«Если на улице незнакомый дяденька очень-очень попросит, тебе не придет в голову отдать ему ключ от нашей квартиры.

А твои логин и пароль от социальной сети, от электронной почты – это ключ от твоего виртуального, электронного дома, который ты не можешь давать никому, кроме мамы и папы (которым ключ от дома ты бы дал)».

Такое сравнение хорошо воспринимается и усваивается детьми доподросткового возраста.

  1. Объясняем главное правило личной переписки: «Твоя комната – не место для незнакомцев»

Важно пояснить ребенку, что интернет – это такой же мир с миллиардами людей. В нем есть открытые пространства – как, например, парки, где все друг друга видят – это сообщества, группы. В них все участники видят одну и ту же информацию.

«Есть твой профиль – это твоя квартира, твой дом, твоя личная страничка, в которую ты приглашаешь тех, кого ты бы мог пригласить в свой дом.

И есть личная переписка, личные сообщения, которые не видит никто, кроме тебя. Такая переписка – как твоя комната. И вести эту переписку ты можешь только с тем, кто теоретически мог бы прийти к тебе домой в гости и находиться с тобой в комнате.

Люди, которые тебе не знакомы в жизни, не могут быть допущены до твоего дома. Твоя комната – не место для незнакомцев.

Со всеми, с кем ты не знаком, ты должен переписываться только там, где тебя/вас могут прочитать все: в общих комментариях к посту, под видео и т.д.

Если кто-то незнакомый тебе что-то пишет в личное сообщение, это должно тебя насторожить.

Вспомни, как легко создать страничку от имени Маши Ивановой. Даже если нам кажется, что мы с человеком познакомились и как будто сто лет с ним знакомы, – это не так.

Человек, которого ты не видел вживую и который не может тебе в живую подтвердить тот факт, что это действительно он, – таковым в интернете для тебя не является.

Помни об этом правиле, когда кто-то начинает тебе писать в личные сообщения».

Мы не можем сделать присутствие детей в Интернете безопасным на 100%, но в нашей власти – минимизировать риски. Уже эти 4 правила серьезно влияют на безопасность ребенка в интернете и в социальных сетях в частности.

 

Правила вежливости действуют и в Сети

Когда ребенок идет в детский сад, а потом и в школу, он начинает проводить значительно больше времени с детьми и взрослыми, которые не так близко его знают, как его домашние. Тут ему пригодятся навыки корректного общения, которым родители обучали с раннего детства. Проходит еще несколько лет, и ребенок становится пользователем интернета – самое время объяснить ему основы этикета в сети.

Вежливость и уважение к собеседнику важны онлайн не меньше, чем в офлайне. Даже в таком демократичном канале общения, как мессенджеры, есть свои правила, нарушать которые нежелательно. Поэтому основам цифрового этикета детей необходимо учить наравне с правилами поведения за столом.

Сетевой этикет еще называют «нетикетом» (англ. «net», «сеть» + «этикет»). Правила поведения в виртуальном мире универсальны для всех возрастов, но применительно к детям они имеют некоторые особенности. Пока дети еще не стали опытными пользователями с устоявшимся стилем общения, их стоит ознакомить с нетикетом. Наряду с правилами безопасности в интернете эти несложные рекомендации помогут избежать неловкости в общении и грамотно управлять своей свободой в неограниченном пространстве Сети. Особенно они пригодятся подросткам – умение вовремя их применить позволяет не только оставаться воспитанным человеком, но и при необходимости защитить свои личные границы.

Добрый день, спасибо, пожалуйста – эти слова мы стараемся чаще произносить в жизни, но в интернете, будто в другом измерении, время течет быстрее, правила вежливости меняются, а скупость языка становится нормой: благодарность выглядит как «спс», а смех выражается через «лол». Родитель может объяснить своему начинающему интернет-пользователю, что в интернете о человеке судят прежде всего по тому, как и что он пишет (это касается в том числе и знаков препинания). Поэтому важно начинать общение с вежливого приветствия и не жалеть времени на печатание обычных «добрый день», «спасибо», или «до свидания» и всегда помнить, что по ту сторону монитора – живой человек.

Мы любим интернет в том числе и за то, что он допускает множество мнений, поэтому каждый найдет здесь единомышленников. А тезис «В интернете всегда кто-то неправ» обращает наше внимание на то, что в разных сообществах одни и те же вещи воспринимаются по-разному. И если взгляды в какой-то группе или чате не соответствуют вашим, это не повод устраивать ожесточенный спор. Поэтому вторым правилом нетикета для детей (да и для многих взрослых) должна стать привычка осматриваться в новом месте Сети. Например, прочитать обсуждения, прежде чем высказать свое мнение в сообществе. Также не принято критиковать правила и стиль оформления группы, создавать обсуждения, не имеющие отношения к тематике сообщества (флудить). Нужно рассказать, что участников, не соблюдающих правила сообщества, как правило, исключают из него (банят).

«Стучаться» по делу, уважать чужое время и приватность. «Постучавшись» в друзья в социальные сети или мессенджере, лучше сразу представиться и назвать причину, по которой вы хотите вступить в контакт. Заставлять человека ломать голову над загадочным «привет» и ждать ответа – не лучшая идея.

Ребенок должен понимать, что не стоит ожидать мгновенного ответа на свое сообщение. Ведь общение в интернете может быть как синхронным, так и отложенным во времени. Поэтому не надо обижаться, если собеседник не ответил сразу, даже если виден его статус «в сети». Никто не обязан бросать свои дела, чтобы ответить на сообщение прямо сейчас.

Отдельно нужно сказать о видеочатах в Skype и других приложениях. Перед тем, как сделать видеозвонок, стоит написать сообщение с вопросом, удобно ли сейчас собеседнику выйти на связь в таком формате. Еще лучше заранее согласовать время звонка. Справедливо и обратное: ребенок вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для него время. А видеозвонок вполне можно отклонить со словами: «Я занят, делаю уроки, отвечу позже».

Фото с другими людьми – с их согласия. Человеку может не понравиться, как он получился на фото. Кроме того, не все горят желанием показывать всем свою личную жизнь, поэтому публикация фотографий без разрешения может даже привести к ссоре с другом или подругой. Исключение составляют разве что постановочные групповые снимки (общее фото класса или кружка) – в этом случае согласие у всех спрашивать не нужно.

Не использовать рассылку по всем контактам. Мало что так раздражает людей в социальных сетях, как приглашения в игры и приложения, которые им не нужны. При этом именно дети и подростки – самые активные пользователи таких приложений, а радость от нового опыта так и подталкивает их рассказать об этом всем вокруг.

Нужно помочь ребенку взять под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от его имени в социальных сетях. Лучше отказаться от функции «отправить приглашения всем друзьям»; информацию, которой ребенок хочет поделиться, можно публиковать у себя на стене. Те, кому она будет интересна, наверняка ее увидят, а другим не придется ломать голову над тем, почему они получили непонятное сообщение.

Учитывать особенности сетевого «письма». Смайлики и хэштеги – не то же самое, что и слова. Иногда в интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, уловить иронию или тональность его сообщения – и тогда на выручку приходят стикеры и смайлики. Но их изобилие затрудняет чтение текста и требует слишком много внимания. Также лучше не использовать эмодзи в середине предложения, не заменять ими слова и уж тем более вставлять их в переписке с учителями.

К хэштегам применимы те же правила. Нужно сообщить ребенку о них до того, как он решит поделиться таким образом с кем-то своими эмоциями – даже если они его захлестывают.

Большими буквами писать не принято. Использование CapsLock – не лучший способ привлечь внимание в интернете. Вернее, заметят такого человека точно, а вот продолжать общение вряд ли захотят. Важно объяснить ребенку, что писать БОЛЬШИМИ буквами – это все равно что кричать. А значит, этот способ написания лучше оставить на крайний случай, когда надо, например, выделить в своем тексте критически важное место, которое иначе легко пропустить. Во всех других случаях чтобы обратить внимание собеседника на что-то, лучше использовать другие инструменты.

Не нужно дробить сообщения. Отправка сообщения маленькими частями, а не полными предложениями сильно затрудняет коммуникацию: вы еще не закончили свою мысль, а собеседнику уже кажется, что все понятно, и он начал набирать ответ. Возникает недопонимание: каждый участник думает, что собеседник невнимателен к нему, и пускается в объяснения. Цельный текст воспринимается намного лучше, к тому же постоянные оповещения раздражают.

Аккуратнее с лайками и репостами. Правовое регулирование в Интернете ужесточается, а репост или лайк «смешной картинки» может кого-то оскорбить и обернуться разбирательством с правоохранительными органами. За действия несовершеннолетних несут ответственность их родители. Поэтому родитель должен рассказать ребенку, почему не стоит публиковать в социальных сетях картинки и тексты, в которых людей обижают за их национальность, высмеивают религиозные чувства и обряды, и тем более информацию, которую можно расценить как оправдывающую терроризм и экстремизм.

Очень важно, чтобы родители воспитывали ребенка и объясняли ему: правила поведения одинаковы как для обычной жизни, так и для онлайна. Нужно быть последовательными: если родитель запрещает ребенку курить и ругаться в реальности, то и в интернете такое поведение должно быть под запретом. Если ребенок говорит, что это понарошку, не всерьез, и что скандальные фото и посты можно удалить – следует объяснить ему, что кто-то может сделать скриншоты и сохранить это все, а потом показать учителю, одноклассникам и даже будущим работодателям.

Кроме того, важно рассказывать детям о юридической стороне вопроса – например, что некоторые высказывания и действия в интернете могут обернуться вполне себе реальными проблемами с законом. А еще, что провокационный контент может привлечь не фанатов и обожателей, а интернет-троллей и хейтеров.

За последнее десятилетие пользователи перестали быть анонимными. Сегодня почти все наши действия в интернете привязаны к аккаунту, профилю, почте или номеру телефона. И если мы кому-нибудь грубо ответим в Сети, все будут знать, кто именно это сделал.

Современная цифровая вежливость – уже не просто соблюдение приличий. Это такое взаимодействие, которое не будет доставлять собеседникам лишних неудобств, сделает общение эффективным и сэкономит время, силы и трафик.